Домой Кредиты "Метод зимнего маршрутного учёта охотничьих животных по следам". Зимний маршрутный учет численности млекопитающих Методика проведения зму

"Метод зимнего маршрутного учёта охотничьих животных по следам". Зимний маршрутный учет численности млекопитающих Методика проведения зму

Методика предусматривает что до начала проведения учетных работ осуществляется подготовка схемы территории, с нанесением на нее протяженности и количества маршрутов, на которых планируется осуществлять учет зверей и птиц, составляется ведомость учетных маршрутов и экспликация площадей категорий среды обитания. Учетные маршруты должны располагаться на схеме исследуемой территории равномерно, могут быть однонаправленными или замкнутыми.Повороты учетных маршрутов должны планироваться под углом не менее 90 градусов. Параллельные отрезки учетных маршрутов на исследуемой территории следует располагать на расстоянии не менее 1 км друг от друга. Протяженность одного учетного маршрута должна составлять не менее 5 и не более 15 км. Суммарная протяженность учетных маршрутов по группам категорий среды обитания должна быть пропорциональна имеющимся на исследуемой территории площадям групп категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото"). Учетные маршруты не следует располагать ближе 300 метров от подкормочных площадок, солонцов, жилых помещений, линейных объектов (автомобильных дорог, рек и ручьев). Пересечение маршрутами линейных объектов должно проходить под углом 90 градусов.

Учет проводится по заранее определенному учетному маршруту с одновременной записью параметров прохождения (электронного трека) в спутниковый навигатор. При прохождении учетного маршрута учитываются следы зверей, оставленные ими в течение последних 20 - 28 часов, и увиденные птицы (учет птиц на маршруте ведется дважды: в день затирки и в день учета. Оценивается глазомерно расстояние (в метрах) до птицы или ближайшей птицы из группы птиц в тот момент, когда исполнитель впервые их обнаруживает. В блокноте или в спутниковом навигаторе отмечается вид птиц и расстояние до них. Птицы, взлетевшие сзади исполнителя, а также летящие мимо, не учитываются).

Учет может проводится в один или два дня. В первый день учета на учетном маршруте осуществляется затирка следов зверей, тропы копытных животных засыпаются снегом. Измеряется глубина снега. Затирка следов зверей может не проводиться, если за день до учета выпал снег глубиной не более 3 см и визуально можно определить, что след оставлен зверем после выпадения снега. Между выпадением снега и началом прохождения маршрута должно пройти 20 - 28 часов. Во второй день учета отмечается количество следов зверей, пересекающих учетный маршрут, их видовая принадлежность, Если животное, подойдя к лыжне, повернуло обратно, этот след записывается как 1 пересечение. При встрече троп копытных и пушных животных нужно пройти по тропе до того места, где следы разошлись, и определить их точное количество.. Учет не проводится в метель, снегопад, а также если метель, снегопад были после дня окончания затирки следов зверей, если во время его проведения пошел снег или началась метель и стало невозможно определить, что следы зверей оставлены в период 20 - 28 часов с момента дня окончания затирки следов зверей.

После проведения полевых работ необходимо заполнить "Ведомости зимнего маршрутного учета". Из блокнота или спутникового навигатора данные переносятся в ведомость зимнего маршрутного учета. В таблице учета следов копытных и пушных животных проставляется сумма всех пересечений следов каждого вида по каждой группе категорий среды обитания. Каждая встреча птиц указывается отдельно в Таблице встреч птиц. Схема учетного маршрута: Схема распечатывается из спутникового навигатора и прикрепляется к ведомости. На схеме условными значками-стрелками обозначаются места пересечения следов с указанием вида копытных или пушных животных и количества их следов Согласно Приказу Департамента юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (охотпользователям) провести зимний маршрутный учет на территории закрепленных охотничьих угодий, в объемах не менее, указанных в Приложении 1 к настоящему приказу. Ведомости маршрутного учета, распечатки схем учетных маршрутов (к каждой ведомости) из спутникового навигатора, представить на подпись специалисту департамента, ответственному за заполнение ведомостей зимнего маршрутного учета соответствующей исследуемой территории в срок до 01.03.2017 г. (в двух экземплярах).

Так же одним из условий успешного проведения ЗМУ является инструктаж учетчиков. При инструктаже учетчиков необходимо заострить внимание на двух моментах. Первое ознакомить учетчиков с методикой проведения ЗМУ. Во вторых провести инструктаж по использованию навигатора при прохождении маршрутов. На последнем стоит особо заострить внимание поскольку запись трека является подтверждением прохождения маршрута. Мы рекомендуем включить в инструктаж следующие моменты: Необходимо перед началом полевых работ проверить работоспособность навигатора, заряд батареек или аккумуляторов, взять с собой запасные, а так же блокнот, карандаш и снегомер. По приезду на начало маршрута необходимо померить глубину снега, включить навигатор дождаться когда установится связь со спутниками (в навигаторе Гармин вместо знака вопроса появится треугольник), отметить точку начала маршрута. Сделать запись в блокноте, что находится в этой точки (например 57 - начало маршрута, поле) и указать глубину снега. Теперь можно начать прохождение маршрута при этом навигатор должен оставаться включенным. Дойдя до пересечения следов животного с маршрутом или до границы категории среды обитания ставим в навигаторе точку в блокноте делаем расшифровку. Если это пересечение животного то указываем вид животного, количество, направление движения категорию среды обитания (например 58 – Лиса, вправо, поле). Если это граница категории среды обитания то указываем какая категория с какой граничит (например 60 - поле – лес) и пройденное расстояние по данной категории среды обитания. Тут стоит отметить еще один момент при встречи троп копытных животных при не возможности определить количество пересечений необходимо отметить точку в навигаторе после чего навигатор выключить, пройти по тропе до того места, где следы разошлись, и определить их точное количество, после чего вернутся на маршрут, включить навигатор пока осуществляется поиск спутников, сделать запись в блокноте только после этого можно продолжать движение по маршруту. Дойдя до конца маршрута, отмечаем точку конца маршрута. В блокноте делаем запись (например 65 – конец маршрута, лес). Еще одним необходимым условием, является внимательность при заполнение ведомостей ЗМУ. Каждый год Департаментом бракуются ведомости с ошибками основными из которых являются несоответствие даты и времени начало учета в ведомости и трека с навигатора, несоответствие километража по категориям среды обитания и всего маршрута указанного в ведомости и в треке с навигатора, несоответствие количества пересечений в ведомости ЗМУ и в схеме маршрута. Бракованные ведомости в расчет не принимаются и учет считается не проведенным.

Совет по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты прошел 15 октября 2015 г. в Минприроды России. В рамках мероприятия был рассмотрен широкий круг вопросов: проблемы проведения зимнего маршрутного учета, сдачи охотминимума, использования охотничьего билета.

В заседании приняли участие представители Минприроды России, Рослесхоза, Росприроднадзора, ФГБУ «Центрохотконтроль», Росохотрыболовсоюза и других организаций. Кроме того, свою позицию по заданной тематике высказали представители профильных ведомств более чем из 15 регионов РФ, а также заинтересованные охотпользователи.

В рамках мероприятия был рассмотрен широкий круг вопросов: проблемы проведения зимнего маршрутного учета, сдачи охотминимума, использования охотничьего билета.

Кроме того, участники обсудили порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, актуальные проблемы осуществления традиционной охоты и план работы Совета на 2016 г.

Напомним, в связи с изменением законодательства РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и передачей основных полномочий в этой сфере органам государственной власти субъектов РФ возникла необходимость актуализации методики зимнего маршрутного учета (ЗМУ).

Приказом Минприроды России от 11 января 2012 г. была утверждена новая методика зимнего маршрутного учета. В частности, была предпринята попытка использовать ЗМУ для определения численности на малых площадях в каждом отдельном охотничьем угодье. Для усиления контроля над достоверностью учетных работ было предписано обязательное применение спутниковых навигаторов на территории всей страны.

Указанные нововведения с момента издания приказа вызвали многочисленные вопросы по порядку их применения у непосредственных исполнителей — специалистов-охотоведов, охотпользователей, что нашло отражение в многочисленных письмах в адрес Минприроды России и публикациях в СМИ.

Заместитель директора ФГБУ «Центрохотконтроль Андрей Сицко отметил, что учетные работы, которые проводились в последние 3 года, выявили целый ряд проблем. Среди них – сложность проведения учетов с нормативом в 35 маршрутов на 350 км в небольших по площади хозяйствах, даже с предоставленной возможностью многократного прохождения по одному и тому же маршруту. В охотхозяйствах ряда регионов с локальным, очаговым распространением зверей, а также там, где характерны миграции зверей, заданный норматив не смог обеспечить получение оценок с необходимой точностью, что свело на нет колоссальные трудозатраты охотпользователей.

«Нужно учитывать, что если звери размещены по исследуемой территории приблизительно равномерно, т.е. нет мест явных концентраций или наоборот больших «пустых» площадей, то для получения приемлемой (до 15%) статистической ошибки на площади как в 15 тыс. га, так и в 40 тыс. га вполне может оказаться достаточно 7-8 маршрутов, с общей протяженностью в 80-100 км., — пояснил Андрей Сицко — А вот с неравномерным, очаговым размещением зверей, если следы лося на площади в 15 тыс. га зафиксированы только на 8-10 маршрутах, то даже проведение 40 маршрутов, с протяженностью в 400 км не позволит обеспечить статистическую точность данных — несоответствие может составлять 40% и выше. Очевидно, что для снижения статистической ошибки необходимо в разы увеличить количество маршрутов на этой территории, что не всегда может быть оправданно с точки зрения финансовых и трудовых затрат».

Кроме того, использование спутниковых навигаторов не оправдало себя в качестве меры полевого контроля, поскольку не обеспечило достоверности отметок числа пересечений следов. При значительном росте нагрузки на учетчиков применение навигаторов способствовало появлению «серого» рынка услуг по рисованию треков в камеральных условиях.

Помимо этого, технические возможности навигаторов не позволяют широко применять их в ряде регионов в условиях низких температур, а требование «распечатки схемы учетного маршрута из спутникового навигатора» можно исполнить лишь при наличии специального программного обеспечения и навыков работы с ним.

Руководитель Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) Николай Сметанин также заявил о необходимости срочного внесения изменений в методику проведения ЗМУ на территории северных регионов РФ, согласно территориальным, природно-климатическим и социально-экономическим особенностям субъектов. «Все формулы расчета длины маршрутов, должны составляться с учетом реальных возможностей населения на местах, рода их деятельности и источника получения доходов», — пояснил он.

В связи с указанными проблемами и рядом других сложностей Минприроды России в 2015 г. были разработаны новые Методические указания по проведению зимнего маршрутного учета (ЗМУ).

В июне 2015 г. проект Методических указаний был направлен в органы исполнительной власти субъектов РФ регионов проведения ЗМУ, получены и учтены предложения 57 регионов. При подготовке проекта рассмотрены и частично учтены замечания, поступившие в рамках общественного обсуждения проекта приказа Минприроды России.

В представленном проекте учтены многочисленные замечания, полученные от широкого круга специалистов на основе практического опыта применения используемых в настоящее время методик ЗМУ.

Участники Совета одобрили проект Методических указаний по проведению ЗМУ, представленный Минприроды России, для его скорейшего утверждения и направления на государственную регистрацию в Минюст России.

Методика зимнего маршрутного учета млекопитающих по следам*

Сущность методики зимнего маршрутного учета млекопитающих

Зимний маршрутный учет применяется для определения численности и плотности населения крупных и средних (охотничьих) видов млекопитающих на больших территориях.

Учет основан на подсчете числа следов млекопитающих разных видов, пересекающих заранее выбранную и «затертую» линию маршрута. Естественно, чем выше плотность населения того или иного животного на данной территории, тем большее число следов будет встречено во время прохождения маршрута. Однако существует и другой фактор – число оставляемых животным следов зависит от его активности, протяженности суточного хода в данных конкретных условиях. Чем длиннее ход, тем больше вероятность того, что зверь пересечет маршрутную полосу.

Информацию о длине суточного хода можно получить двумя способами – прямым троплением с последующим расчетом среднего значения и сопоставлением числа встреченных следов с реальной численностью животных, которую определяют на пробных площадках методом многодневного оклада. Такая работа не под силу не только школьникам, но и, в большинстве случаев, охотничьим хозяйствам. Поэтому ее проводят централизованно – в разных районах и для разных условий – и на основе полученных данных определяют так называемые пересчетные коэффициенты. Для определения плотности населения данного вида животного учтенное число его следов, пересекающих маршрутную полосу известной длины, умножают на такой пересчетный коэффициент.

Пересчетные коэффициенты для 18 видов млекопитающих, рассчитанные по материалам Центра Госохотучета РФ, приведены в табл. 1. Разумеется, они являются приблизительными и могут отличаться в каждом районе России в различные по метеоусловиям зимы, но вполне пригодны для учебно-исследовательской работы при проведении зоологических и комплексных экологических экспедиций со школьниками.

Таблица 1. Пересчетные коэффициенты зимнего маршрутного учета животных (средние данные по 49 административным регионам Российской Федерации за 1991–1994 гг.)

Где проводить учеты

Зимние маршрутные учеты зверей можно проводить на большей части России – за исключением некоторых южных областей, не имеющих устойчивого снежного покрова в зимнее время, тундр с очень плотным снегом, а также высокогорий.

В охотничьих хозяйствах при проведении учетов все угодья условно подразделяются на три категории – лесные, болотные и полевые. К лесным угодьям («лес») относятся все леса различного возраста, в том числе заболоченные, а также поляны, редины, прогалины, вырубки, гари, массивы кустарников. Болотными угодьями («болото») считаются только открытые или поросшие сильно угнетенными (ниже роста человека) деревьями болота. Открытые болота могут быть окружены лесом или полями – но и в этом случае они относятся к болотным угодьям. В полевые угодья («поле») включаются все прочие открытые угодья: пашни, пастбища, сенокосы, луга, тундра.

При проведении учетов с научно-исследовательскими целями подразделение местности на «угодья» (местообитания) может быть и иным, например более дробным – с выделением нескольких типов лесов, в зависимости от их возрастного и породного состава.

Учетные маршруты в районе проведения исследований намечают исходя из примерно пропорционального охвата имеющихся на данной территории угодий. Наиболее простой способ достичь такой пропорциональности – заложить равномерную сеть маршрутов, следя за тем, чтобы из учета не исключались участки угодий, относительно бедные зверем и птицей. Отдельным маршрутам в приделах такой сети удобно присвоить номера.

Протяженность каждого маршрута в зависимости от местных условий может варьировать в пределах 5–15 км. Маршрут может быть как однонаправленным, так и замкнутым, исходя из удобства его прохождения. При этом он должен быть целиком прямолинейным или состоять из небольшого числа прямолинейных отрезков. Открытые угодья (в том числе центральные части больших полей и болот) надо пересекать с сохранением общего направления. Маршруты не должны проходить по дорогам, широким просекам, вдоль рек и ручьев, лесных опушек, гряд, распадков и оврагов. Кроме того, во время учетов нельзя: иметь при себе собаку и пользоваться автомототранспортом.

Когда проводить учеты

По стандартной методике, принятой в охотничьих хозяйствах, учеты следует проводить в период с 25 января по 10 марта: в начале, в середине и в конце этого срока – чтобы учесть происходящие изменения в средней суточной активности животных.

Учеты не проводятся во время очень сильных морозов, продолжительных оттепелей, в период, когда появляется наст или очень плотный снег, а также в дни с сильным ветром, снегопадом или поземкой. После выпадения обильной пороши учет не проводится в течение 2–3 дней.

Если сильный снегопад или метель начинаются во время прохождения маршрута, работу следует прекратить и провести заново после установления хорошей погоды.

Как проводить учеты

Зимний маршрутный учет млекопитающих проводится за два дня.

1 - отпечатки лап зайца-беляка на медленных прыжках; 2 - расположение следов зайца-русака на медленных (слева) и быстрых (справа) прыжках; 3 - следы обыкновенной белки на снегу

В первый день учетчик, проходя намеченный маршрут, затирает все пересекаемые следы , чтобы на следующий день отмечать только те, которые появились за прошедшие сутки.

Затирка следов происходит следующим образом: к поясу учетчика, передвигающегося на лыжах, привязывается широкая еловая или сосновая ветка, которая, волочась позади, заметает все следы. В результате за учетчиком образуется «контрольно-следовая полоса» шириной 1–2 м. (Надо полагать, волочить за собой на протяжении 15 км ветку, затирающую следы на полосе шириной 2 м – фактически небольшое дерево, – не под силу одному школьнику. – Ред. )

Встречающиеся на пути тропы зверей следует засыпать снегом, чтобы на следующий день определить количество прошедших по ним животных. Если в день затирки встретились следы крупных хищников (волк, росомаха, рысь), то в записной книжке записывается число пересечений следов каждого из этих видов.

Следы парнокопытных, обитающих в лесах и в тундре
1 - след самки благородного оленя; 2 - расположение следов самки благородного оленя; 3 - расположение следов самца благородного оленя; 4 - след самца пятнистого оленя; 5 – след лося

Во второй день учетчик, проходя строго по тому же маршруту, отмечает в записной книжке или на схеме маршрута все новые следы, пересекающие маршрут, – с указанием вида и количества зверей, оставивших следы, а также категорию угодий. Если зверь (волк, лисица и др.), подойдя к маршрутной тропе, повернул обратно, то такой подход все равно записывается как одно пересечение полосы. При встрече следов животных, прошедших одной тропой (след в след), нужно пройти по ней до того места, где звери разошлись, и точно определить их количество. При встрече на коротком участке маршрута большого количества следов (например, жировочных) записывается общее число пересечений полосы.

1 - отпечаток передней лапы волка; 2 - отпечатки передней (слева) и задней (справа) лап лисицы; 3 - расположение следов лисицы; 4 - отпечаток передней лапы корсака; - отпечаток лапы собаки; - расположение следов собаки.

Полученное число отмеченных пересечений животными маршрутной полосы следует соотнести с общей (в пределах разных категорий угодий) длиной маршрута . Лучший способ измерения его длины – по крупномасштабным топографическим картам, планам лесонасаждений, схемам землеустройства, картосхемам охотничьих хозяйств. Маршрут наносится на карту (или ее копию), и его длина – для каждой категории угодий – измеряется линейкой, курвиметром или циркулем-измерителем.

Если маршрут прокладывается по лесной квартальной сети, длину пути можно измерять по кварталам, зная расстояние между просеками. Следует иметь в виду, что стороны «километровых» кварталов в центральных областях России неточны и колеблются от 0,8 до 1,2 км. Поэтому во всех случаях необходимо уточнять протяженность отрезков маршрута с помощью карт. Общая длина маршрута и его протяженность в разных угодьях записываются с округлением до 0,1 км.

Обработка результатов

По завершении прохождения каждого маршрута учетчик заполняет итоговую карточку (табл. 2). Если маршрут не проходил по какой-либо категории угодий, в соответствующей графе указывается «длина маршрута – 0 км». На оборотную сторону карточки можно нанести схему маршрута, с отмеченными местами обнаружения следов крупных хищников и копытных животных (в охотничьем хозяйстве – обязательно). На схеме также отмечаются границы лесных массивов, полей и болот, реки, ручьи, дороги, просеки и номера лесных кварталов. Заполняется карточка шариковой ручкой разборчивым почерком.

Таблица 2. Карточка зимнего маршрутного учета животных

Полученные результаты удобно сводить в особую ведомость (табл. 3). Первым этапом расчетов является суммирование расстояний, пройденных при проведении всех учетов, – отдельно для каждой категории угодий. Следующий этап – суммирование числа отмеченных при отдельных учетах пересечений следами животного данного вида учетной полосы, также отдельно для каждой категории угодий.

Таблица 3. Ведомость расчета численности животных

Далее суммарное число пересечений следов в данной категории угодий делится на суммарную длину маршрутов (в км) и результат умножается на 10 км – таким образом рассчитывается стандартный показатель числа пересечений на 10 км маршрута.

Например, в лесных угодьях был дважды пройден маршрут протяженностью 10,5 км и один раз – 15,2 км. В первом случае было отмечено 1 пересечение, во втором – 2 и в третьем – 5. Суммарная протяженность маршрута составит 36,2 км, суммарное число пересечений – 8, т.е (8:36,2)х10 = 2,2 пересечения на 10 км.

Далее полученную величину умножают на пересчетный коэффициент для данного вида животных (табл. 1). Размерность коэффициента такова, что итоговое значение выражается в количестве особей на 1000 га (10 км 2) и отражает примерную плотность вида на исследованной территории. Эта величина и является окончательным результатом проведенного зимнего маршрутного учета.

* Представлено Евроазиатской Ассоциацией молодежных экологических объединений «Экосистема». Данная публикация подготовлена редакцией «Биология»

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ЗИМНЕГО МАРШРУТНОГО УЧЕТА

В соответствии с подпунктом 5.2.46 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149), приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета.

Врио Министра

Н.В.ПОПОВ

Приложение

к приказу Министерства

природных ресурсов и экологии

Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕРЕДАННОГО ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА

ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ МЕТОДОМ

ЗИМНЕГО МАРШРУТНОГО УЧЕТА

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета (далее - Методические указания) предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения, с целью получения сведений о численности копытных, пушных животных и птиц, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793; 2011, N 1, ст. 10; N 25, ст. 3530; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732) к охотничьим ресурсам, путем подсчета следов копытных и пушных животных на снегу и визуальной регистрации птиц на заранее определенном маршруте.

2. Настоящие Методические указания используются при определении численности лося, косуль, кабана, благородного оленя, пятнистого оленя, дикого северного оленя, кабарги, рыси, волка, лисицы, корсака, соболя, куниц, хорей, росомахи, горностая, колонка, белок, зайца-беляка, зайца-русака (далее - звери), рябчика, тетерева, глухарей, белой и серой куропаток, фазана (далее - птицы).

3. Данные учета численности зверей и птиц методом зимнего маршрутного учета используются при определении квот добычи соответствующих видов охотничьих ресурсов, норм допустимой добычи охотничьих ресурсов и норм пропускной способности охотничьих угодий, принятии решения органами государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов, осуществлении анализа состояния популяций охотничьих ресурсов.

4. Настоящие Методические указания применяются на территориях с устойчивым снежным покровом (снежный покров сохраняется более одного месяца), за исключением тундровой зоны и высокогорий.

5. На территориях с неустойчивым снежным покровом (снежный покров сохраняется менее одного месяца) настоящие Методические указания применяются в случаях, если появляется устойчивый снежный покров.

6. Полевые работы по подсчету на учетном маршруте следов зверей на снегу и визуальная регистрация птиц (далее - учет) на территориях с устойчивым снежным покровом проводятся в период с 1 января по 28 (29) февраля (далее - сезон проведения учета).

7. Период проведения учета на территориях с неустойчивым снежным покровом определяется наличием снежного покрова.

II. Подготовка к проведению работ

зимнего маршрутного учета

8. До начала проведения работ по определению численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета:

8.1. осуществляется подготовка схемы территории, пригодной для обитания зверей и птиц, на которую необходимо получить сведения о численности и (или) плотности населения зверей и птиц (далее - исследуемая территория) с нанесением на нее протяженности и количества маршрутов, на которых планируется осуществлять учет зверей и птиц (далее - учетный маршрут);

8.2. составляется ведомость учетных маршрутов и экспликация площадей категорий среды обитания зверей и птиц (категории среды обитания, предусмотренные пунктом 7 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2010 г., регистрационный N 18671, с изменениями, внесенными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. N 884 "О внесении изменений в пункт 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 344" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2011 г., регистрационный N 22415), распределяются в три группы категории среды обитания: "лес", "поле", "болото". В группу категорий "лес" входят категории: леса, молодняки и кустарники, пойменные комплексы, преобразованные и поврежденные участки (за исключением участков с нарушенным в результате добычи полезных ископаемых и других техногенных воздействий почвенным покровом). В группу категорий "поля" входят категории: лугово-степные комплексы, пустыни и камни, сельскохозяйственные угодья, внутренние водоемы, замерзающие в период проведения учетных работ, береговые комплексы). В группу категорий "болота" входят болота.

9. Ведомость учетных маршрутов содержит следующие сведения:

9.1. Наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования субъекта Российской Федерации, охотничьего угодья (иной территории) на территории которых будет определяться численность охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета;

9.2. Номер учетного маршрута;

9.3. Общая протяженность учетного маршрута и протяженность учетного маршрута по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото") в километрах;

9.4. Географические координаты начала учетного маршрута из спутникового навигатора (широта и долгота в градусах, минутах и секундах);

9.5. Географические координаты окончания учетного маршрута из спутникового навигатора (широта и долгота в градусах, минутах и секундах);

9.6. Краткое описание учетного маршрута;

9.7. Итоговые показатели по общей протяженности учетных маршрутов и протяженности учетных маршрутов по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото") в километрах;

9.8. Должность, фамилия и инициалы лица, ответственного за заполнение ведомости учетных маршрутов;

9.9. Дата заполнения ведомости учетных маршрутов.

10. Учетные маршруты должны располагаться на схеме исследуемой территории равномерно.

11. Учетные маршруты могут быть однонаправленными или замкнутыми.

Повороты учетных маршрутов должны планироваться под углом не менее 90 градусов.

12. Параллельные отрезки учетных маршрутов на схеме исследуемой территории следует располагать на расстоянии не менее 1 км друг от друга.

13. Протяженность и количество учетных маршрутов на исследуемой территории определяется с учетом необходимости получения данных о численности зверей и птиц со статистической ошибкой не более 15%, рассчитанной в соответствии с пунктами 47 - настоящих Методических указаний.

14. Протяженность одного учетного маршрута должна составлять не менее 5 и не более 15 км.

15. На исследуемой территории площадью до 200 тыс. га определяется не менее 35 учетных маршрутов, общей протяженностью не менее 350 км.

16. На исследуемой территории площадью свыше 200 тыс. га определяется не менее 35 учетных маршрутов, общая протяженность которых определяется по следующей формуле:

D - протяженность учетных маршрутов, км;

S - общая площадь исследуемой территории, тыс. га;

Региональный коэффициент.

Региональный коэффициент для исследуемой территории, расположенной на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального, Северо-Западного (за исключением Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Мурманской области), Приволжского, Южного, Северо-Кавказского федеральных округов, а также Курганской области, Челябинской области, составляет 1.

Региональный коэффициент для исследуемой территории, расположенной на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского (за исключением Курганской области, Челябинской области), Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, а также Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Мурманской области, составляет 0,1.

17. В случае если площадь исследуемой территории не позволяет определить 35 и более учетных маршрутов, количество учетных маршрутов определяется исходя из возможности их размещения на схеме исследуемой территории в соответствии с пунктами 10 - и - настоящих Методических указаний. При этом учет проводится по одним и тем же учетным маршрутам необходимое количество раз в течение всего сезона проведения учета до заполнения в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний ведомостей зимнего маршрутного учета в количестве не менее 35 штук.

18. Суммарная протяженность учетных маршрутов по группам категорий среды обитания должна быть пропорциональна имеющимся на исследуемой территории площадям групп категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото").

19. Учетные маршруты не следует располагать ближе 300 метров от подкормочных площадок, солонцов, жилых помещений, линейных объектов (автомобильных дорог, рек и ручьев).

20. Пересечение учетными маршрутами линейных объектов, указанных в пункте 19 настоящих Методических указаний, должно проходить под углом 90 градусов.

III. Проведение работ по определению численности охотничьих

ресурсов методом зимнего маршрутного учета

21. Учет проводится по заранее определенному учетному маршруту с одновременной записью параметров прохождения учетного маршрута на приемник глобальных спутниковых навигационных систем (далее - спутниковый навигатор).

Параметрами прохождения учетного маршрута могут быть путевые точки начала учетного маршрута, его поворотов и окончания или полный электронный трек учетного маршрута, рассчитанные спутниковым навигатором во время осуществления учета.

22. При прохождении учетного маршрута учитываются следы зверей, оставленные ими в течение последних 20 - 28 часов, и увиденные птицы.

23. Учет проводится в один или два дня.

24. В первый день учета на учетном маршруте осуществляется затирка следов зверей, позволяющая определить на второй день осуществления учета следы зверей, оставленные ими в течение 20 - 28 часов с момента окончания затирки следов зверей.

25. В первый день учета заносятся в ведомость зимнего маршрутного учета (Приложение 1 к настоящим Методическим указаниям) любые пересекающие учетный маршрут следы амурского тигра, дальневосточного леопарда.

26. Затирка следов зверей может не проводиться, если за день до учета выпал снег глубиной не более 3 см и визуально можно определить, что след оставлен зверем после выпадения снега. Между выпадением снега и началом работ по определению численности охотничьих ресурсов методом зимнего маршрутного учета должно пройти 20 - 28 часов.

27. Во второй день учета на учетном маршруте в ведомости зимнего маршрутного учета отмечается количество следов зверей, пересекающих учетный маршрут, и видовая принадлежность таких следов, а также на схему учетного маршрута наносятся условные обозначения пересечения следов зверей в местах их пересечения с учетным маршрутом по группам категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото").

28. Учет не проводится в метель, снегопад, а также если метель, снегопад были после дня окончания затирки следов зверей.

29. Учет не проводится, если во время его проведения пошел снег или началась метель и стало невозможно определить, что следы зверей оставлены в период 20 - 28 часов с момента дня окончания затирки следов зверей.

IV. Порядок оформления материалов работ

по определению численности охотничьих ресурсов методом

зимнего маршрутного учета

30. После прохождения каждого учетного маршрута заполняется ведомость зимнего маршрутного учета (Приложение 1 к настоящим Методическим указаниям) и на схему учетного маршрута заносятся параметры учетного маршрута, рассчитанные спутниковым навигатором, во время осуществления учета.

31. Осуществляется распечатка схемы учетного маршрута из спутникового навигатора.

32. Проводится оценка качества ведомостей зимнего маршрутного учета, их обработка и расчет численности зверей и птиц.

33. Результаты оценки качества ведомостей зимнего маршрутного учета, в виде принятых к обработке ведомостей зимнего маршрутного учета, заносятся в ведомость расчета численности копытных животных или ведомость расчета численности пушных животных или в ведомость расчета численности птиц.

Для расчета численности данного вида зверей используются пересчетные коэффициенты (Приложения 2 - к настоящим Методическим указаниям).

34. Ведомость расчета численности копытных животных содержит следующие сведения:

34.1. Вид копытного животного, в отношении которого рассчитывается численность;

34.2. Наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования субъекта Российской Федерации, охотничьего угодья (иной территории), на территории которых определяется численность вида копытного животного методом зимнего маршрутного учета;

34.3. Пересчетный коэффициент для данного вида копытного животного;

34.4. Общее количество ведомостей зимнего маршрутного учета, количество ведомостей зимнего маршрутного учета - принятых к обработке, количество неучтенных ведомостей зимнего маршрутного учета;

34.5. Общая протяженность учетного маршрута и протяженность учетного маршрута по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото") в километрах;

34.6. Количество пересечений следов данного вида копытных животных по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

34.7. Количество пересечений следов данного вида копытных животных на 10 километров учетного маршрута по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

34.8. Плотность населения данного вида копытных животных по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото") (особей на 1 000 га);

34.9. Площадь групп каждой категории среды обитания (тысяч га);

34.10. Численность данного вида копытных животных по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

34.11. Общая статистическая ошибка показателя учета и статистическая ошибка показателя учета по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

34.12. Итоговые показатели сведений, указанных в пунктах 34.5 - 34.11

34.13. Должность, фамилия и инициалы лица, ответственного за заполнение ведомости;

34.14. Дата заполнения ведомости.

35. Положения пункта 34 настоящих Методических рекомендаций применяются в отношении ведомости расчета численности пушных животных.

36. Ведомость расчета численности птиц содержит следующие сведения:

36.1. Вид птицы, в отношении которой рассчитывается численность;

36.2. Наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования субъекта Российской Федерации, охотничьего угодья (иной территории), на территории которых определяется численность вида птиц методом зимнего маршрутного учета;

36.3. Пересчетный коэффициент для данного вида птиц;

36.4. Общее количество ведомостей расчета численности данного вида птиц, количество ведомостей - принятых к обработке, количество неучтенных ведомостей;

36.5. Общая протяженность учетного маршрута и протяженность учетного маршрута по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото") в километрах;

36.6. Количество встреченных на учетном маршруте птиц данного вида по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

36.7. Количество птиц данного вида на 10 километров учетного маршрута по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

36.8. Плотность населения данного вида птиц по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото") (особей на 1 000 га);

36.9. Площадь групп каждой категории среды обитания (тысяч га);

36.10. Численность данного вида птиц по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

36.11. Общая статистическая ошибка показателя учета и статистическая ошибка показателя учета по каждой группе категорий среды обитания ("лес", "поле", "болото");

36.12. Итоговые показатели сведений, указанных в пунктах 36.5 - 36.11 настоящих Методических указаний;

36.13. Должность, фамилия и инициалы лица, ответственного за заполнение ведомости;

36.14. Дата заполнения ведомости.

V. Оценка качества и условия исключения ведомостей зимнего

маршрутного учета из обработки

37. Не учитываются при расчете численности зверей и птиц ведомости зимнего маршрутного учета, заполненные с нарушениями требований настоящих Методических указаний, а также ведомости зимнего маршрутного учета, в которых имеются исправления, к которым не прилагается схема учетного маршрута, с нанесением записи параметров прохождения учетного маршрута, полученных во время осуществления учета с использованием спутникового навигатора.

VI. Расчет численности вида охотничьих ресурсов

и статистической ошибки

38. Численность зверей данного вида в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

Плотность населения зверей данного вида в данной группе категорий среды обитания, особей/1000 га;

Площадь данной группы категорий среды обитания, тыс. га.

39. Численность зверей данного вида на исследуемой территории рассчитывается как сумма численности копытных и пушных животных данного вида во всех группах категорий среды обитания, представленных на исследуемой территории.

40. Плотность населения зверей данного вида в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

Показатель учета зверей данного вида в данной группе категории среды обитания;

К - пересчетный коэффициент по данному виду зверей.

Пересчетные коэффициенты для копытных животных данного вида приведены в приложении 2 к настоящим Методическим указаниям, для пушных животных данного вида (за исключением белки и волка) - в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям, для белки - в приложении 4 к настоящим Методическим указаниям, для волка - в приложении 5 к настоящим Методическим указаниям.

41. Показатель учета для зверей данного вида в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

Число пересечений следов зверей данного вида учетными маршрутами в данной группе категорий среды обитания;

Протяженность учетных маршрутов в данной группе категорий среды обитания, км.

42. Показатель учета на исследуемой территории для всех групп категорий среды обитания рассчитывается по формуле:

Площадь данной группы категорий среды обитания на исследуемой территории, тыс. га;

Общая площадь групп категорий среды обитания, представленных на исследуемой территории, тыс. га;

43. Численность птиц данного вида в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

Площадь данной группы категорий среды обитания, тыс. га;

Плотность населения птиц данного вида в данной группе категорий среды обитания, особей/1000 га;

44. Плотность населения птиц данного вида в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

45. Показатель учета птиц данного вида в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

Число птиц, зарегистрированных на части j-го маршрута, проходящего в данной группе категорий среды обитания (u) на исследуемой территории (r);

Длина части j-го маршрута (в км), проходящего в данной группе категорий среды обитания (u) на исследуемой территории (r) (при двухдневном учете соответствующая часть маршрута удваивается);

Суммарная длина всех учетных маршрутов на исследуемой территории (r), проходящих в данной группе категорий среды обитания (u);

Число учетных маршрутов на исследуемой территории.

46. Пересчетный коэффициент для данного вида птиц в данной группе категорий среды обитания рассчитывается по формуле:

Эффективная ширина учетной полосы (средняя дальность обнаружения) для данной группы категорий среды обитания;

Расстояние обнаружения для каждой (i) встречи птиц (м), измеряемое от учетчика до ближайшей птицы из группы птиц или одиночной птицы;

Число птиц в каждой (i) обнаруженной группе;

Общее число птиц, обнаруженных на исследуемой территории в угодьях данной группы категорий среды обитания;

Общее число групп (встреч) птиц, обнаруженных на исследуемой территории в данной группе категорий среды обитания.

47. Итоговая численность данного вида птиц на исследуемой территории рассчитывается как сумма численности данного вида птиц во всех группах категорий среды обитания, представленных на исследуемой территории.

48. Статистическая ошибка показателя учета для зверей в данной группе категории среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

49. Статистическая ошибка показателя учета для зверей на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

50. Статистическая ошибка показателя учета для данного вида птиц для данной группы категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

Показатель учета для части j-го маршрута, проходящей в данной группе категорий среды обитания (u) на исследуемой территории (r), рассчитываемый по формуле:

51. Статистическая ошибка пересчетного коэффициента для данного вида птиц для данной группы категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

52. Статистическая ошибка численности для данного вида птиц в данной группе категорий среды обитания на исследуемой территории рассчитывается по формуле:

53. Статистическая ошибка численности для данного вида птиц на исследуемой территории рассчитывается по формуле.

История широкого применения методики зимнего маршрутного учета охотничьих животных (ЗМУ) в РСФСР началась в 1962 г. с организации Группы биологической съемки при Окском государственном заповеднике под руководством В.П. Теплова. Наиболее активное участие в разработке методики принял С.Г. Приклонский, который в 1972 г. опубликовал «Инструкцию по зимнему маршрутному учету охотничьих животных» («Колос», 1972).

С самого начала разработка метода была ориентирована на учет животных на больших территориях (Приклонский, 1965, 1969, 1973 и др.). Именно формулировка «учет животных на больших территориях» легла в названия трех Всесоюзных совещаний на эту тему (1966, 1969, 1973 гг.).

Немного истории

Учет методом ЗМУ проводился сначала в 12 центральных областях Европейской России, затем в 40 областях и республиках Европейской части РСФСР. В 60-е годы велись интенсивные исследования метода, изучалась теоретическая верность формулы Формозова - Малышева - Перелешина, была доказана ее верность (Приклонский, 1965, 1969, 1973; Гусев, 1965, 1966; Смирнов, 1969 и мн. др.).

В те же годы Окский заповедник был передан из Главохоты РСФСР в подчинение Главприроде СССР, в связи с чем РСФСР осталась без надежного информационного центра по охотничьим ресурсам республики. По этой причине Главохота РСФСР в 1968 г. перед созданной подведомственной Центральной научно-исследовательской лабораторией поставила важнейшую задачу: «Разработка научных основ Государственной службы учета охотничьих ресурсов РСФСР».

Велись интенсивные методические и организационные разработки, в результате которых в 1979 г. была создана такая государственная служба (Госохотучет РСФСР). В 1980 г. Главохота РСФСР издала «Методические указания по организации и проведению зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР» (Приклонский, Кузякин, 1980). В них были значительно расширены организационные основы ЗМУ, слегка уточнены методические основы прежней «Инструкции», не нарушающие преемственность в методике, что очень важно для получения сопоставимых результатов учета за длинный отрезок времени. Действия методики были распространены почти на всю территорию России, за исключением тундр и южных бесснежных районов.

Несмотря на простоту методики ЗМУ, перед Госохотучетом России стояла задача дальнейшего ее упрощения. Однако больше упрощать было некуда, и в 1990 г. были изданы новые «Методические указания…» (Кузякин, Челинцев, Ломанов, 1990) с очень незначительными изменениями, не нарушающими преемственность методики и сравнимость результатов учета. Эти методические указания актуальны и в настоящее время.

Зачем нужны перемены?

Однако во второй половине 2000-х годов Охотдепартамент, сначала в рамках МСХ РФ, затем в составе МПР РФ, по причине беспрецедентной текучести руководящих кадров, без должных исследований, без надлежащего анализа опыта проведения ЗМУ в России стал вносить изменения в методику ЗМУ. Сначала были изданы «Методические рекомендации по организации, проведению и обработке данных зимнего маршрутного учета охотничьих животных в России (с алгоритмами расчета численности)» (Мирутенко, Ломанова, Берсенев и др., «Росинформагротех», 2009). В них, несмотря на наши протесты, вошли некоторые методические погрешности, которые, на наш взгляд, не очень сильно влияли на преемственность результатов учета.

Зуд необходимости перемен не давал покоя руководству Охотдепартамента МПР РФ. За два года было издано несколько новых методик, инструктивных писем и нормативных актов, которые довели методику и организационные основы проведения ЗМУ в России до полного абсурда. Рассмотрим это подробнее.

Прежде всего, пригодна ли методика ЗМУ на малых территориях (охотхозяйство, муниципальное образование, заказник, или, как у безграмотных теперь принято говорить, «охотничье угодье»)? Или она пригодна только на больших территориях (субъект Федерации, большие части крупных субъектов)? Все дело заключается в объеме собираемого учетного материала. Он должен определяться по относительным статистическим ошибкам учета.

Поясним, что статистическая ошибка - это не фактическая ошибка учета, которую определить невозможно, а только арифметические пределы (плюс-минус), внутри которых находится фактическая ошибка. Статистическая ошибка целиком зависит от амплитуды пространственных изменений плотности населения животных, то есть от места к месту. Если животные размещены по территории относительно равномерно, то ошибка будет небольшой.

Но если плотность населения животных имеет большие перепады значений («где густо, а где пусто»), то ошибка получается достаточно серьезной. Именно на анализе статистических ошибок, рассчитанных по результатам прежних учетов, были составлены «Нормативы объемов работ и затрат на проведение зимнего маршрутного учета охотничьих животных в РСФСР» (Кузякин, Ломанов, Челинцев; изд. Главохоты РСФСР, М., 1990).

Разработчики этих нормативов исходили из того, что статистическая ошибка учета массовых и хорошо учитываемых этим методом видов животных не должна превышать 15 процентов. В упомянутом издании приведена карта, на которой показаны территории с различными рекомендуемыми нормами объема материала для учета на больших территориях.

Так, в центральных областях и на северо-западе Черноземья, где перепады плотности населения большие, в основном из-за антропогенных воздействий, нужно закладывать 150 маршрутов ЗМУ на один миллион гектаров (и 35 троплений). На большей части страны, включая большую часть таежной зоны, всю Восточную Сибирь и Дальний Восток, достаточно закладывать 30 маршрутов и 7 троплений на 1 млн га. Повторяем: для учета на больших территориях, для ведения достаточно достоверного мониторинга ресурсов, для определения объемов добычи в субъектах Федерации.

На малых территориях пространственные изменения плотности населения почти такие же, как на больших территориях, обычно меньшие, но не намного. Поэтому для получения достаточно достоверных результатов учета в каждом административном районе, каждом хозяйстве нужно закладывать почти столько же маршрутов, как и во всей области. А это делает учет на малых территориях трудоемким и весьма затратным.

Из всего вышеизложенного следует, что жесткие и постоянные нормативы объема учетного материала, тем более для всей страны, не могут быть в принципе. Такие нормативы, диктуемые Минприродой РФ (с удивительным непостоянством значений объема учетов), говорят только о непонимании их разработчиков основ научных подходов в зоогеографии, экологии и охотничьем ресурсоведении, в частности в науке об учетах животных.

Мониторинг и учет не одно и то же

Далее - об учете численности и мониторинге состояния охотничьих ресурсов и популяций охотничьих животных. Эти два понятия близкие, тем не менее - различные. Учет направлен для определения численности животных. На основе данных учета могут быть рассчитаны объемы охотничьего изъятия животных из природы, на чем основывается рациональное неистощительное использование ресурсов.

Мониторинг - это слежение за состоянием популяций охотничьих животных с целью выработки политики хозяйственной эксплуатации этих популяций. В мониторинге крайне желательно использовать учетные данные, но это необязательно. В нем могут быть использованы и другие данные, например эпизоотическое состояние популяций, современный характер сезонных перемещений мигрирующих животных, антропогенные нарушения среды обитания и т.п.

Многие цивилизованные страны ведут мониторинг без всяких учетов и в политике использования ресурсов охотничьих животных опираются на тенденции, определяемые иными методами. В России с 30-х годов существует «Служба урожая», во ВНИИОЗ, успешно использующая корреспондентскую сеть и анкетный опрос с математической обработкой опросных данных.

Государственному органу управления охотничьим хозяйством федерального уровня предназначено вести мониторинг охотничьих ресурсов и на его основе разрабатывать общую политику использования ресурсов охотничьих животных. Желательно ежегодно корректировать эту политику на региональном уровне, не ниже.

А что с учетом? В безобразном законе об охоте (№ 209-ФЗ) вообще нет понятий учета и мониторинга. Но в базовом законе о животном мире есть раздел, в котором говорится о том, что государственный учет, государственный мониторинг и государственный кадастр животного мира ведут специально уполномоченные государственные органы за государственный счет.

Охотдепартамент МПР РФ берет на себя несвойственные ему функции, опускаясь до масштаба охотхозяйственного предприятия, не говоря уже о финансировании предприятий для проведения государственного учета. Это противоречит не только здравому смыслу, но и современной политике президента России об излишестве государственной опеки хозяйствующих субъектов.

Считаем, что учет на малых территориях - это добровольное дело хозяйствующих субъектов. Для распределения квот на добычу «лицензионных» видов животных вполне достаточно получать итоговую численность по субъекту Федерации и распределять общий лимит по районам и хозяйствам пропорционально показателям учета ЗМУ, о чем мы неоднократно писали в охотничьей прессе и что успешно практикуется в ряде субъектов Федерации. А уж тем более нельзя запрещать охоту в регионе или хозяйстве на основании забракованных карточек учета.

При требованиях последних методических документов (пр. №№ 1 и 58) можно браковать любой первичный материал. Что и делается во многих субъектах Федерации: за малейшую формальную провинность учетчика только одного маршрута (не поставил на карточке учета свою фамилию, общая протяженность маршрута по категориям угодий не соответствует суммарной длине и т.п.) госорганы бракуют весь массив учетного материала и закрывают охоту в хозяйстве или в субъекте.

Что это за зверство такое?! Госорганы управления охотничьим хозяйством должны благодарить и кланяться хозяйствующим субъектам, которые осуществляют не менее 99% работ по государственному учету охотничьих животных, который, в принципе, должна вести государственная система охотничьего хозяйства. Принятие госорганами резких хозяйственных решений противозаконно. Это «использование святого дела учета животных не по назначению», о чем мы тоже неоднократно писали. В этом, к тому же, просматривается серьезная коррупционная составляющая всей нормотворческой деятельности Охотдепартамента в последние годы.

Не только ЗМУ

ЗМУ - не единственный метод учета охотничьих животных. В одних документах Охотдепартамент МПР предлагает регионам выбор методик, наиболее подходящих для местных условий. С другой стороны, он «уперся» только в ЗМУ, не занимаясь разработкой методик и методических документов по другим методам учета, опускаясь своим вмешательством в хозяйственные дела вплоть до «охотничьих угодий» порядка нескольких тысяч гектаров и принимая важные хозяйственные решения типа запрещения охоты.

В свое время была разработана «Перспективная программа учетных работ Государственной службы учета охотничьих ресурсов РСФСР» (Кузякин, 1982; изд. Главохоты РСФСР). В этой программе Россия разделена на восемь регионов по набору применяемых методов учета охотничьих животных. Для каждого региона предлагается от четырех до девяти методов учета, при этом охватываются все виды и группы охотничьих животных, а многие основные виды могут учитываться несколькими методами учета. Это важно, поскольку любой метод учета обладает не только преимуществами, но и имеет недостатки.

И только совместным анализом результатов разных учетов можно выявить недостатки каждого метода и более точно выявить численность животных. Лучше бы Охотдепартамент занялся внедрением этой или подобной программы, вместо того чтобы разваливать все учетное дело в охотничьем хозяйстве страны. Лучше бы он занялся созданием государственного кадастра животного мира в части охотничьих ресурсов.

Ведь закон о животном мире еще никто не отменял! Новые методики ЗМУ 2012-го и 2014 гг. действительно вводят излишне строгие и ненужные требования для исполнителей и организаторов учета на местах. Объемы учетных данных мы уже обсуждали выше. Но это не единственный абсурд. В приложении № 1 к приказу ФГБУ «Центрохотконтроль» от 13.11.2014 № 58 говорится, например, о необходимости закладки «равноудаленных и равномерных» маршрутов ЗМУ. О желательности равномерного размещения маршрутов говорилось и в Методических указаниях 1980-го и 1990 гг., и в Методических рекомендациях 2009 г. Однако требование равноудаленности маршрутов совершенно невыполнимо, особенно в горных условиях. Несоблюдение этого требования грозит выбраковкой первичных данных и, как следствие, запретом охоты.

Требуется также строгая пропорциональность длины маршрутов по категориям охотничьих угодий в соотношении площади этих категорий. Это совершенно необязательно, поскольку обработка данных учета идет по категориям угодий раздельно, только потом численность суммируется по категориям угодий. Если бедные полевые или болотные угодья с малым числом животных занимают большие площади, зачем тогда тратить силы и средства на прохождение пустых или почти пустых маршрутов? Глупо!

В данных Методических рекомендациях (пр. № 58) запрещается прохождение одного и того же маршрута повторно. Почему? Сезон учета достаточно растянут, и даже через неделю на том же маршруте будет другая ситуация с количеством следов. Это ведь выборочный, «статистический» учет!

Считаем это требование совершенно излишним. Как и запрет проводить учет после легкой пороши в один день.
В то же время разрешается закладывать маршруты в горных условиях вдоль долин малых рек и ручьев. Это противоречит прежним методическим документам и принципам ЗМУ.

Можно представить, что если звери своим суточным ходом многократно пересекают водоток, то маршрут, заложенный, например, по охотничьему путику вдоль ручья, «нанижет» на себя столько много пересечений следов, что может сдвинуть результаты учета в сторону завышения в несколько раз! И, наоборот, когда звери движутся вдоль ручья, особенно близко к берегу, учетный маршрут может не пересечь след или дать малое число пересечений, занизить численность в несколько раз.

В теории ЗМУ существует такое понятие: среднее число пересечений, приходящееся на один суточный наслед зверей. В учете закладка маршрутов должна быть такой, чтобы соблюдалось это число, или она максимально должна быть приближена к нему. Мы считаем, что обсуждаемая запись показывает лишь непрофессионализм составителей последней редакции Методических рекомендаций, их непонимание теории ЗМУ.

Где же преемственность?

Таким образом, о какой преемственности может идти речь, если даже в двух откровенно непрофессиональных приказах, составленных под руководством А.Е. Берсенева, наблюдается разница? В этих приказах нет никакой преемственности от Методических указаний 1980-го и 1990 г, в чем постоянно пытается убедить А.Е. Берсенев. Он лукавит не только здесь. Высшему руководству МПР нужно бы осторожнее пользоваться цифровыми данными, исходящими из Охотдепартамента.

Например, в письме в Администрацию Президента РФ В.В. Путину Охотдепартамент приводил необоснованные примеры о значительном росте ресурсов охотничьих животных в последние годы. Так, численность снежного барана выросла за три года на 47 с лишним процента, в интервью министра МПР газете «Комсомольская правда» - только на 37%, хотя снежного барана никто не учитывал уже 20 лет!

Возвращаясь к проблеме преемственности, можем утверждать, что методики 2012-го и 2014 гг. дадут результаты, несопоставимые с данными ЗМУ, накопленными за длительный ряд лет существования ЗМУ (с 1962 г.), что прерывает необходимый длительный мониторинг охотничьих ресурсов.

Вызывает определенное недоумение стремление составителей последних методик пользоваться постоянными для каждого субъекта Федерации пересчетными коэффициентами для расчета плотности населения зверей. Средняя длина суточного хода варьируется по годам, иногда весьма значительно, в зависимости от глубины снежного покрова, его плотности, кормовых условий.

Она меняется от погодных условий в течение всего сезона учета. Разработчики прежних методик ориентировались на проведение троплений суточных ходов зверей равномерно в течение всего периода проведения маршрутного учета, что создавало пропорциональность данных двух частей ЗМУ. Пользование постоянными пересчетными коэффициентами неприемлемо!!!

В свое время мы пытались рассчитать так называемые «прогнозные» коэффициенты, то есть по условиям конкретной зимы определять соответствующий коэффициент. По меньшей мере это было сделано по лосю на основании фактических троплений суточных ходов в прежние годы (Кузякин, Ломанов. «Факторы, влияющие на длину суточного хода лося в Европейской части РСФСР». Вопросы учета охотничьих животных, тр. ЦНИЛ Главохоты РСФСР; М., 1986; с. 5–21).

К сожалению, прогнозных коэффициентов не получилось: они оказались разными в различных областях с разнонаправленными тенденциями зависимости суточного хода от глубины снежного покрова. В некоторых областях длина хода изменялась мало, но в некоторых - достаточно сильно, в полтора и более раз. Следовательно, пользование постоянными коэффициентами может исказить результаты учета на десятки процентов и даже в 2 раза.

Это говорит о том, что в субъектах Федерации нужно накапливать материал троплений, пытаться установить зависимость длины суточного хода от условий года, а в конкретный год пользоваться получаемыми в этот год коэффициентами, пусть даже на небольшом материале троплений. А нужны ли GPS?

Не можем согласиться с обязательностью использования приемников GPS в маршрутном учете. В троплениях суточных ходов зверей применение спутниковой навигации полезно, хотя бы для уточнения длины наследов. В троплениях принимают участие не такое большое количество учетчиков, как в маршрутном учете, поэтому нужно меньше приемников-навигаторов, что очень важно при ограниченных средствах у хозяйствующих субъектов. На маршрутах навигаторы мало что дают.

Длину маршрутов можно измерить по картам, которые сейчас доступны благодаря интернету. Возможно, они были бы полезны для контроля выполнения маршрута, добросовестности учетчиков. Но для этой цели есть другие способы. Например, учетчик после окончания учета звонит по телефону или рации руководителю учета и сообщает место, время проведения учета, а руководитель выборочно проверяет действительность прохождения маршрута.

Так уже давно делали в ряде субъектов Федерации. Кроме того, для обработки данных по трекам навигаторов нужны специальные методики, компьютерные программы, их апробирование, производственные эксперименты и другие стороны подготовки выверенной технологии. Считаем введение GPS-технологий в учет охотничьих животных преждевременным, тем более - с настоятельной обязательностью и последующими административными выводами.

Математическое обеспечение обработки данных ЗМУ в новых методиках осталось прежним (1980, 1990, 2009), правда, без ссылок на авторство. В методике 2014 г. по совершенно непонятным причинам исчезла формула исчисления статистической ошибки учета птиц.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПРЕДЛАГАЮТ

Мы, профильные специалисты по данному вопросу, считаем совершенно ненужными и даже вредными новые методические документы по ЗМУ, так как они составляются с множеством методических ошибок, с незнанием теории метода ЗМУ. Они ведут к серьезному усложнению учета, значительному увеличению трудовых и финансовых затрат, к возможности коррупционных отношений, к нарушению законодательства и возникновению социальной напряженности в сфере охотничьего хозяйства, а в конечном итоге - к окончательному развалу системы учетных работ в России.

Новое на сайте

>

Самое популярное