Домой Ипотека Как повысить качество жизни населения. Как повысить качество жизни, не увеличивая расходы

Как повысить качество жизни населения. Как повысить качество жизни, не увеличивая расходы

50. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.

51. Угрозами качеству жизни российских граждан являются неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

52. Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения.

53. Для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества:

совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, судебной и правоохранительной систем;

содействуют росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствования системы социального обслуживания;

обеспечивают поддержку трудовой занятости населения, контроль за соблюдением трудовых прав работников, совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

создают условия для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни;

улучшают и развивают транспортную и жилищно-коммунальную инфраструктуры;

принимают меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по снижению риска их возникновения на территории Российской Федерации;

обеспечивают развитие информационной инфраструктуры, доступность информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества, равный доступ к государственным услугам на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий;

совершенствуют систему контроля за использованием бюджетных ассигнований и механизм государственно-частного партнерства в целях повышения качества жизни граждан.

54. Обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет:

достижения продовольственной независимости Российской Федерации;

ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка;

повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции;

Проблема социально-экономического развития государства актуальна, прежде всего, своим влиянием на качество и уровень жизни населения.

Нам всем известно, что такое доходы, как они формируются, распределяются и какие виды доходов существуют. Но стоит обратить внимание на то, что не все население имеет шансы эти до ходы получить в целом объеме и потратить должным образом на необходимые блага, которые непосредственно влияют на уровень нашей жизни.

Большинство населения РФ, получая часть своих доходов, формируют основу экономического благосостояния страны и определяют уровень жизни. Под уровнем жизни понимается совокупность материальных и духовных благ, достающихся гражданам страны в обмен на их денежные доходы, а также поступающие им средства из общественных (государственных) и иных фондов.

Каждый человек хочет иметь достойное жилье, качественную медицинскую помощь, высшее образование, которое будет гарантировать будущее трудоустройство, социальные и пенсионные услуги и т.д. Но из-за неравномерного распределения доходов, мы имеем факторы, которые негативным образом сказываются на нашем образе жизни и экономическом благосостоянии.

Комиссия ООН предлагает ряд показателей уровня жизни, она включает широкий круг характеристик, отражающих условия жизни людей мира. Выделяют 12 групп показателей:1) демографическая ситуация в стране: рождаемость, смертность и другие характеристики; 2) санитарно-гигиенические условия жизни; 3) потребление продовольственных товаров; 4) жилищные условия; 5) образование и культура; 6) условия труда и занятость; 7) доходы и рас ходы населения; 8) стоимость жизни и потребительские цены; 9) наличие транспортных средств; 10) организация отдыха;11) социальное обеспечение; 12) права человека.

Встают вопросы: Кто из ныне проживающих на территории нашей страны людей удовлетворен уровнем жизни и благосостояния? Кто имеет возможность получать все необходимые блага для существования? Если доходы распределяются неравномерно, то где грань между бедностью и достойным существованием?

Для этого используется такой показатель, как черта бедности. Она отражает уровень дохода, который необходим, чтобы поддержать допустимый минимум уровня жизни. Черта бедности в разных странах неодинакова: в развитых странах она значительно выше, чем в развивающихся государствах и в странах с переходной экономикой.

В 2014 году прожиточный минимум составляет в среднем 6705 руб. в месяц, из которых 2412 руб. предусматривалось на продукты питания, 1057 руб.- на все непродовольственные товары (включая лекарства), 2754 руб.- на все услуги (включая услуги ЖКХ и транспорт), а остальное - на налоги и другие обязательные платежи и сборы. Учитывая реальную стоимость одних только услуг ЖКХ или лекарств, понятно, что расчетный уровень от практики далек .

По статистике, в России официально считаются бедными (то есть имеют до ход ниже установленного прожиточного минимума) 8,8% населения, или 12,5 млн. человек. Социологи разделили наших бедных на 2 группы: бедные «по доходу» и бедные «по лишениям». Первые - те, чей доход на одного члена семьи не превышает официальный минимум. Вторые - люди, которые попадают в трудное материальное положение из-за лишений, которые испытывают даже при относительно неплохих доходах (болезнь, иждивенцы и др.). Людей, которые являются бедными не по до хо дам, а "по лишениям", статистика не учитывает, но их не меньше .

Для определения справедливости в распределении доходов используют показатель итальянского статистика Коррадо Джини. Коэффициент Джини может принимать значение от 0 до 1. Если G = 0 означает равномерное распределение, G = 1 – предельный случай, когда признаком обладает только один человек. Так для большинства регионов России характерны чрезмерно высокие значения коэффициента Джини.


Таблица 1 Отношение наибольшего значения показателя Джини среди регионов за 2013 г.

Регионы с лучшими значениями

Регионы с худшими значениями

Коэффициент

дифференциации

Ивановская

Ненецкий АО

Тверская область

Санкт-Петербург

Республика

Ингушетия

Тюменская область

Республика

Самарская область

Владимировская

Межрегиональное распределение доходов по коэффициенту Джини составила 1,49 раза. При этом в 47 регионах России коэффициент Джини был избыточным. Наиболее высоким относительно допустимых значений коэффициент Джини был в Москве и Санкт-Петербурге, Тюменской, Самарской и Сахалинской областях.

Таким образом, отклонения в уровне жизни населения внутри федеральных округов страны также являются существенными, что приводит к увеличению региональной миграции населения, особенно в районы крупных мегаполисов.

Для сокращения бедности и уменьшения степени неравенства доходов государство проводит соответствующую социальную политику. Она включает комплекс мер по поддержанию уровня до ходов граждан и созданию условий для удовлетворения их первостепенных нужд.

На сегодняшний день проводится ряд программ государственной помощи, которые обеспечивают поддержку населения, в их числе:

– материнский (семейный) капитал –форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство. На сегодняшний день размер капитала – 429,408 тыс. руб., в 2015 г. размер капитала составит 450,878 тыс. руб.

– пособия по безработице, минимальная величина пособия по безработице составляет 850 руб., а максимальная величина составляет 4900 руб.

– государственная программа «Молодая семья», действующая в Краснодаре и Краснодарском крае .

Реализация стратегических целей концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в период до 2020 года требует достижения социального согласия, содействия развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижения социального неравенства. Необходимо обеспечить формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Основными целевыми ориентирами социальной политики являются:

–снижение уровня абсолютной и относительной бедности, увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения;

–снижение дифференциации населения по уровню доходов с 16,8 раза в 2007 году до 12 раз в 2020 году;

–решение в 2015 годах проблемы беспризорности;

Решение к 2020 году одной из самых острых проблем пожилого населения–полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе, планируется достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 % от общего числа инвалидов .

Таким образом, государство, посредством данных реформ, пытается изменить положение граждан нашей страны в лучшую сторону, обеспечив тем самым достойное социально-экономическое состояние страны в целом.

Список литературы

1. Грязнова А.Г., Юданова А.Ю. Микроэкономика: Теория и российская практика: учебное пособие для вузов. Изд. 9-е, испр., доп. – М.: КНОРУС. – 2011 г.
2. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский– 2-е изд. – М.: Дело, 2012 г. – Гл. 17. – с. 447.
3. Официальный сайт «Министерство труда и социальной защиты РФ» URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/347
4. Официальный сайт «Пенсионный фонд РФ» URL:

В сложившейся ситуации необходима активная государственная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, и как следствие, на рост общественного благосостояния. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по повышению уровня жизни населения должна включать следующие направления: 1. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. В настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников, необходимо продолжить повышение пенсий. 2. Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям. 3. Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области просто необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. 4. Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счет установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране, а именно, повысить рождаемость, уменьшить смертность населения и увеличить продолжительность жизни людей. 5. Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда, т.к. в настоящее время прослеживается резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников, а также в уровне среднедушевого денежного дохода между регионами. Повышение уровня и качества жизни населения может быть достигнуто при взаимодействии государства и населения, при своевременном решении важных проблем, при осознании государством необходимости помощи людям, действительно желающим улучшить свое положение, но не в состоянии сделать это без поддержки. Если люди будут стремиться к лучшей жизни, а государство, в свою очередь, способствовать этим улучшениям, возможно, в ближайшие годы уровень жизни населения России возрастет.

Общеизвестно, что в развитых и цивилизованных странах главная задача государства заключается в обеспечении достойного уровня и качества жизни населения, так как в социально-экономической жизни общества они занимают центральное место. Во время экономического кризиса 2014-го года, начавшегося в России, когда граждане вынуждены были сужать перечень удовлетворяемых потребностей, выводя их на более низкий уровень потребления, благосостояния и социального самочувствия, значительно снизились показатели уровня и качества жизни, в связи с чем, данная тема стала ещё более актуальной.

Большинство исследователей отмечают, что отсутствие общепринятого понимания сущности качества жизни и наличие множества подходов к его определению обуславливает возникновение существенных проблем при его интерпретации. В вопросе качества жизни сталкиваются такие научные направления, как философия, социология, психология, экономика, политика, медицина и другие науки, каждая из которых придаёт свои специфические черты понятию «качество жизни», и как следствие, здесь зарождается известный «спор физиков и лириков» .

Следует отметить, что в ряде исследований авторы сужают понятие «качество жизни», в связи с чем, оно подменяется понятием «уровень жизни». По мнению, автора, такой подход является неправильным.

Уровень жизни – это социально-экономическая категория, которая главным образом ориентирована на количественную оценку степени удовлетворения определённых потребностей общества, таких как, например, потребность в пище, одежде, жилище и т.д. Весьма распространённым является подход к понятию «уровень жизни», который определяет, прежде всего, обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достаточным уровнем их потребления и степенью удовлетворения рациональных потребностей .

Качество жизни же – это комплексная характеристика социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов, условий существования личности и положения человека в обществе.

Если говорить об уровне и качестве жизни в России, то его можно рассматривать в двух аспектах: по уровню жизни в различных регионах и городах страны, а также по сравнению с другими странами мира.

По данным рейтинга составленного агентством «Legatum Prosperity Index», в 2017 году по уровню жизни Россия в мировом списке занимает 61 место при общем количестве в 142 пункта, расположившись между Шри-Ланкой и Вьетнамом. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56 %) довольны собственной жизнью. Безусловными лидерами мирового рейтинга, вошедшими в пятёрку, стали Норвегия, Швейцария, Канада, Швеция и Новая Зеландия.

На уровень жизни и благосостояния российских граждан на сегодняшний день оказывает серьёзное влияние санкционная политика западных стран, сокращение промышленного производства, отток капитала, а также инфляционные ожидания населения, повышение цен, как следствия увеличения НДС.

Всё же, как отмечают эксперты российского рейтингового агентства «РИА Рейтинг» стабилизация экономической ситуации в 2017 году благоприятно отразилась на качестве жизни в большинстве регионов России. Агентство подготовило рейтинг качества жизни населения в российских регионах.

Первые позиции, как и прежде, занимают Москва, Санкт-Петербург и Московская область, их сводный рейтинговый балл превысил 70 (табл. 1). Замыкают рейтинг по-прежнему Забайкальский край, Алтай, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Тыва. Отставание от среднего по стране уровня у этих регионов довольно велико .

Источник: РИА Новости

Однако следует отметить, что на уровень и качество жизни населения в регионах, большое влияние оказывают неоднородность экономического пространства и дифференциация регионов, которая обусловлена уникальностью их качественных характеристик, например, таких как промышленный потенциал региона, наличие высокотехнологичных производств, уровень оплаты труда и т.д. Данный факт необходимо учитывать при анализе показателей уровня и качества жизни в каждом субъекте РФ.

Немало важным при оценке качества жизни является непосредственно мнение россиян о качестве своей жизни. В связи с этим также было проанализировано исследование, проведённое «Bayer» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2017 году. Участникам исследования предлагалось определить по 5-ти бальной шкале, какие составляющие качества жизни наиболее значимы для них, и оценить, насколько они удовлетворены ими .

Если вспомнить важнейшие функции государства как главного субъекта социального управления, то в кратком виде они выглядят так: учить, лечить и защищать. Так и население страны важнейшими факторами высокого качества жизни выбрало состояние здоровья, оценив его в 4,77 баллов из возможных 5, безопасность – 4,70 баллов, стабильность доходов – 4,66 баллов, образование же набрало 4,51 балл.

Как отмечают «Bayer» и ВЦИОМ, на протяжении 4 лет самыми важными составляющими качества жизни остаются здоровье, безопасность, экология, качество, и доступность продуктов питания, стабильный заработок.

Вместе с тем наиболее важные составляющие качества жизни меньше всего удовлетворяют население нашей страны. Россияне в рейтинге удовлетворенности аспектами качества жизни поставили фактор доступности медицинской помощи на последнее место, состояние безопасности оценили в 3,75 балла, состояние здоровья – 3,57 балла, качество образования – 3,52 балла.

На сегодняшний день разрушены многие отрасли социальной сферы, снизилось качество медицинского обслуживания и качество образования, усилилась дифференциация населения по доходам, а самая низкая заработная плата наблюдается именно в отраслях социальной сферы – образовании, здравоохранении, культуре, науке, значительная дифференциация регионов России по прожиточному минимуму, бедность и безработица – всё это оказывает влияние на уровень и качество жизни населения, на их благосостояние и социальное самочувствие. В настоящее время по всем указанным ранее социальным функциям государство выступает в качестве активного нападающего на уровень и качество жизни.

Это выражается в интенсивной замене медицинской помощи на систему «медицинских услуг», съёживается пространство бесплатной медицинской помощи, снижается её качество. То же самое происходит и в сфере образования, которое также трансформируется в конгломерат образовательных учреждений и организаций, предназначенных для оказания «образовательных услуг». «В результате происходит снижение уровня и качества учебных программ, принижается статус учителя и преподавателя и т.п.» . Что касается безопасности граждан РФ, следует учесть сегодняшние реалии военно-политической обстановки (ВПО), её обострение в Сирии и Украине, также ситуация усугубляется «нападками» правящими западными элитами на правящий класс России, в связи с этим, внешняя безопасность населения поставлена под большое сомнение. Для внутренней безопасности же характерна абсолютная беззащитность от любого бандита до любого коррумпированного чиновника или полицейского.

Таким образом, эти функции не могут являться «сферой услуг», если государство намерено развиваться и строить перспективы на будущее. Необходимо изменить направления функционирования системы социальной защищенности населения, искоренить проблемы, возникающие в социально-экономической политике государства, действовать в интересах общества, а не в целях личной выгоды, и тем самым добиться повышения уровня и качества жизни населения нашей страны.

Список литературы:

  1. Мухачёва А. В. Качество жизни в условиях кризиса: региональный аспект: монография / А. В. Мухачёва, Е. А. Морозова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2016. - 230 с.
  2. Тавокин Е. П. Социальная политика: Учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 157 с.
  3. Тумбаева И. Д. Социология социальной сферы: учебное пособие / И. Д. Тумбаева, Н. Н. Зыкова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Поволжский гос. технологический ун-т". - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 188 с.
  4. Информационное агентство «РИА Новости» – Режим доступа: https://ria.ru
  5. Международный концерн «Bayer» – Режим доступа: https://www.bayer.ru

В сложившейся ситуации необходима активная государственная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни населения, и как следствие, на рост общественного благосостояния. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью и поэтому программа по повышению уровня жизни населения должна включать следующие направления: 1. Создание условий для роста доходов населения и снижения бедности. В настоящее время низкий уровень доходов населения и высокий уровень бедности являются одним из барьеров для экономического роста. Рост заработной платы должен сопровождаться ростом производительности труда и созданием новых рабочих мест. При этом необходимо обратить особое внимание на повышение уровня жизни работников бюджетной сферы, в первую очередь врачей, учителей, научных работников, необходимо продолжить повышение пенсий. 2. Обеспечение граждан доступным жильем. В настоящее время жилищная проблема в стране решается неудовлетворительно. Очень велик фонд жилья, не отвечающего современным стандартам проживания. Покупка современного жилья доступна лишь 7-10 процентам наиболее обеспеченных граждан. В целях формирования рынка доступного жилья требуется комплексное решение вопросов, связанных с увеличением платежеспособного спроса населения на жилье, на основе развития долгосрочного жилищного кредитования под более низкие проценты и увеличения объемов жилищного строительства. Т.е. необходимо решать следующие задачи: развитие долгосрочного жилищного кредитования граждан, в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения объемов жилищного строительства; определение порядка предоставления жилья, расширение мер по оказанию помощи тем категориям граждан, которые нуждаются в особой поддержке, в том числе молодым семьям. 3. Модернизация системы образования. Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда, т.к. более половины выпускников высших учебных заведений не находят работу по специальности, что в свою очередь сокращает приток квалифицированных кадров в экономику. В этой области просто необходима профессиональная подготовка кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда; повышение доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. 4. Повышение доступности и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за счет установления государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране, а именно, повысить рождаемость, уменьшить смертность населения и увеличить продолжительность жизни людей. 5. Обеспечение граждан рабочими местами и создание благоприятных условий труда, т.к. в настоящее время прослеживается резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников, а также в уровне среднедушевого денежного дохода между регионами. Повышение уровня и качества жизни населения может быть достигнуто при взаимодействии государства и населения, при своевременном решении важных проблем, при осознании государством необходимости помощи людям, действительно желающим улучшить свое положение, но не в состоянии сделать это без поддержки. Если люди будут стремиться к лучшей жизни, а государство, в свою очередь, способствовать этим улучшениям, возможно, в ближайшие годы уровень жизни населения России возрастет.

Новое на сайте

>

Самое популярное