Домой Рефинансирование Центрально-черноземный район россии. Центрально-черноземный район С каким государством граничит цчр

Центрально-черноземный район россии. Центрально-черноземный район С каким государством граничит цчр

по дисциплине: Экономическая география и региналистика

Выполнили:

Студентки 2 курса

группы 6-12ТД2/8

Королева И.

Нежданова А.

г. Арзамас 2009 г.

1. Особенности экономико-географического положения Центрально-черноземного экономического района.

В состав Центрально-Черноземного экономического района входят:

Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области с площадью 167,7 тыс.км2 (1% от всей территории России) и проживающим в них населением по данным на 09.10.2002 г. 7,517,456 чел. (5,3% от всего населения России). По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж(903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск (102).

Центрально-Черноземный экономический район занимает центральное положение в черноземной полосе Русской равнины и граничит с ведущим промышленным районом страны - Центральным, а также удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Территория ЦЧЭР находится на водоразделе, по верхнему течению рек Оки, Дона и Сейма (приток Десны, на котором стоит Курск). Западная часть района (Орловская, Курская и Белгородская области) находится на Среднерусской возвышенности, средняя (Воронежская, Тамбовская, Липецкая области) – на Окско-Донской низменности. Особенностью современного рельефа является множество оврагов, развитию которых способствовали как природные факторы (всхолмленность, легкоразмываемые грунты), так и социально – экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов). Используя преимущества своего географического положения между важнейшими экономическими районами страны, а также большие природные и людские ресурсы, Черноземный Центр является высокоразвитым индустриально-аграрным районом.

В межрайонном территориальном разделении общественного труда Центрально-

Черноземный район выделяется производством продукции железорудно- металлургического комплекса, связанного с ним машиностроения, химической и пищевой промышленностью. В формировании хозяйственного комплекса Центрально-

Черноземного экономического района важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико - географическое положение.Природные условия региона характеризуются умеренной континентальностью. Не смотря на засушливость, условия благоприятны для ведения сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве отраслями рыночной специализации являются производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, плодов, ягод, молока и мяса. Имея 1% территории России и 5,3% населения, район производит 49,3% товарной железной руды, 17,2% чугуна,18,8% стали, 19,4% готового проката черных металлов, 2,2% кузнечнопрессовых машин, 12,4% цемента, 25,2% растительного масла и 35,4% сахарного песка.

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно- географическое положение, и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с
Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с
Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических, и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы и т.д.

2. Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района.

Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Развиты два главных типа руд: бедные, но в значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское, Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области - Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд (на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.

Также район обладает крупными запасами нерудных ископаемых: гранитов, огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов; имеются запасы медно-никелевых руд и бокситов.

В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены промышленные месторождения бокситов - Висловское месторождение, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не эксплуатируется.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской Федерации. Кроме того, в области имеются месторождения цементного сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны Латненское месторождение огнеупорных глин и Павловское - строительных материалов.

В Курской области имеются залежи торфа, фосфоритов, строительных материалов.

Липецкая область располагает месторождениями строительных материалов и доломитов. Наиболее известны месторождения строительных материалов, такие, как Студеновское, Сокольско-Ситовское, а доломитов - Данковское.

В Тамбовской области имеются запасы строительных материалов, фосфоритов, минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка - Тамбовское и Полковское.

Центрально-Черноземный район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Климат района умеренно континентальный, в заданной части достаточно увлажненный, в юго-восточной - более сухой, нередки засухи. Средняя температура июля +(19-20) 0С, января - (9-11) 0С. Количество годовых атмосферных осадков 400-500 мм в год. Продолжительность вегетационного периода с температурой выше 50С - 175-200 дней, с температурой выше 100С- 140-170 дней. Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их использование - водоснабжение населения и промышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных городах.

Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы, на всей остальной территории - разного типа черноземы с содержанием гумуса от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 120- 130 см. Это самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на рыхлых грунтах песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до 60% земель, поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району - 8%. Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах народного потребления.

3. НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.

Население Ц.Ч.Э.Р. составляет 7,9млн.чел., или 5,3% численности населения РФ. В городах проживает 61,6% населения, в сельской местности 38,4% населения. По плотности населения (47,0 чел. на км 2) регион занимает одно из ведущих мест в России. В связи с интенсивным развитием железорудно-металлургического комплекса в регионе, а так же с тем, что в течение долгого времени район поставлял трудовые резервы в другие регионы страны, в Ц.Ч.Э.Р. была нарушена половозростная структура, что повлекло за собой снижение рождаемости и увеличение показателя смертности населения. В результате в районе, одном из первых в России, Началась естественная убыль населения. В последующие годы ситуация несколько улучшилась за счет небольшого увеличения рождаемости в 1985-1987гг. и за счет эмигрантов из районов межнациональных конфликтов и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья, но продолжает оставаться критичной.

В общероссийском разделении труда Центрально-Черноземный район специализируется на горнорудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на сельскохозяйственном производстве. Природно-ресурсный потенциал

Центрально-Черноземный экономический район имеет огромные залежи железорудных ресурсов. По величине запасов железных руд и технико-экономическим показателям их добычи железорудный бассейн Курской магнитной аномалии (КМА) имеет всероссийское значение.

Из нерудных ископаемых район богат также формовочными песками (в окрестностях Тамбова). В Белгородской области имеется крупное месторождение цементного сырья. Значительны запасы огнеупорных и тугоплавких глин и стекольных песков. Белгородская область располагает колоссальными запасами мела и известняков.

Черноземный центр беден энергетическими ресурсами (он имеет небольшие запасы торфа, преимущественно на севере), но соседство с районами, богатыми энергоресурсами, дает возможность решить топливно-энергетическую проблему.

Климат Черноземного центра умеренно континентальный. В районе слабо развита гидрографическая сеть. Здесь протекают Дон с притоками. Сейм (приток Десны), Цна (приток Мокши) и Северский Донец. В нижнем течении Дон судоходен.

Лесопокрьггая площадь составляет лишь 10% территории района. Леса размещаются на севере и представлены в основном широколиственными породами.

Почвы только на севере подзолистые и серые подзолистые, серые лесные, на остальной части — черноземы, представляющие собой огромное богатство страны. Нерациональная эксплуатация земель привела к ухудшению структуры черноземов и снижению их плодородия.

Население и трудовые ресурсы

Черноземный центр — густонаселенный район страны. Самая высокая плотность населения в Липецкой области, самая низкая — в Тамбовской. Почти для всей территории района характерны естественная убыль населения, низкая рождаемость. В последние годы наблюдается значительный приток беженцев, особенно в сельские районы.

Национальный состав населения однороден, преобладает русское население. В южной части довольно высок процент украинцев.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Ведущей отраслью рыночной специализации Центрально-Чер- ноземного экономического района является горнорудная и металлургическая промышленность.

В советской экономике в Курской и Белгородской областях сформировался крупный ТПК на базе железорудных ресурсов КМА. Географическое положение комплекса было исключительно выгодное, гак как его территорию пересекают в широтном и меридиапьном направлениях железнодорожные магистрали, которые дают выход в Центральный район, промышленно развитые регионы Украины, Поволжье и на Северный Кавказ. Территория обладает разветвленной сетью автомобильных дорог, газопроводов, линий электропередачи. Энергетическая база комплекса создана за счет мощностей Курской и Нововоронежской атомных электростанций. Освоение КМА способствовало созданию в центрально-европейской части России металлургической базы.

Современная структура металлургической базы образована крупными металлургическими компаниями.

ОАО «НЛМК» — вертикально-интегрированная металлургическая компания, в структуру которой входят: Новолипецкий металлургический комбинат (г. Липецк); ОАО «Стойленский ГОК» (Белгородская область), являющийся основным поставщиком железорудного сырья; ОАО «Доломит», производящее флюсовый и конвертерный доломит (г. Данков Липецкой области); ОАО «Студеновская акционерная горнодобывающая компания (Стагдок)» (г. Липецк), добывающее и перерабатывающее флюсовый и технологический известняк; и другие предприятия, в том числе за пределами района. Группа HJIM К производит около 15% всей российской стали.

В горнорудный дивизион холдинга «Металлоинвест» входят Лебединский (Белгородская область) и Михайловский (Курская область) горнообогатительные комбинаты. Металлургический дивизион на территории района представлен Оскольским электрометаллургическим комбинатом по производству высококачественной стали методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс. Он является единственным в России с бездоменной экологически чистой технологией.

ОАО «Липецкий металлургический завод „Свободный сокол" производит чугун и широкий спектр трубной продукции.

Машиностроение и металлообработка — ведущая рыночная отрасль промышленности. Размещается оно преимущественно в крупных городах — Воронеже, Курске, Липецке. Тамбове, Белгороде. На заводах района производят горное оборудование, экскаваторы, тракторы, сельскохозяйственные машины, оборудование для пищевой и цементной промышленности, химическую аппаратуру, станки, приборы, радиотехнические и электротехнические изделия.

Химическая промышленность также является отраслью специализации и представлена производством синтетического каучука и резиновых шин в Воронеже, синтетических волокон в Курске, анилиновых красителей в Тамбове, синтетических смол в Белгородской области, лаков в Данкове (Липецкая область).

К отраслям рыночной специализации относится также производство строительных материалов, в частности, производство цемента и добыча мела. Действуют цементные заводы — Белгородский, Липецкий, Подгоренский (Воронежская область), Старооскольский (Бел юроде кая обл асть).

Одна из важнейших отраслей рыночной специализации — пищевая промышленность. Основной отраслью пищевой промышленности является сахарная. Размещается она в соответствии с сырьевой базой в Курской, Белгородской, Воронежской областях. Из других отраслей пищевой промышленности развиты мукомольная, маслобойная, мясная, молочно-сыродельная, спиртоводочная, табачно- махорочная отрасли, которые в основном используют местное сельскохозяйственное сырье.

К отраслям, дополняющим территориальный комплекс и обслуживающим непосредственные потребности населения района, относятся разнообразные отрасли легкой промышленности и сфера услуг.

Центрально-Черноземный район имеет благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Ведущее место в сельскохозяйственных угодьях занимают зерновые — 55%, под кормовыми культурами занято 28%, под техническими культурами — 12% и под картофелем и овощебахчевыми — 5%.

Посевы сахарной свеклы размещаются преимущественно в Курской, Воронежской и Белгородской областях. В этих же областях и в Тамбовской распространены посевы подсолнечника.

Отраслями специализации сельского хозяйства в земледелии являются зерновое хозяйство (озимая пшеница), производство фабричной сахарной свеклы, масленичных культур (подсолнечник) и махорки.

Животноводство имеет мясомолочное направление, развиты свиноводство и птицеводство.

Транспорт и экономические связи

Район отличается значительной железнодорожной сетью. В южном направлении проходят железные дороги: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва — Донбасс; Москва — Курск — Харьков. В восточном направлении: Саратов — Тамбов — Мичуринск: Воронеж — Курск — Киев; Валуйки — Минск и др. Через район проходят крупные автострады: Москва — Симферополь; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва — Тамбов. Через территорию Черноземного центра проходят магистральные трубопроводы.

Из района вывозятся железная руда, стройматериалы, металл, зерно, сахар и т.д. Ввозятся топливо, лес, минеральные удобрения, товары для населения.

Внутрирайонные различия

Воронежская область выделяется квалифицированным машиностроением, химической промышленностью, производством строительных материалов. Сельское хозяйство специализируется на производстве пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника.

Крупные предприятия Воронежа производят экскаваторы, сельскохозяйственные машины, кузнечно-прессовое оборудование, оборудование для пищевой промышленности, телевизоры, а также синтетический каучук, шины.

Курская область выделяется горнодобывающей промышленностью, в первую очередь добычей железных руд и их первичной обработкой. В области развиты машиностроение, химическая и пищевая промышленность.

Машиностроительные заводы Курска производят счетные машины, аккумуляторы, тракторные детали, передвижные электростанции, оборудование для пищевой промышленности.

В Тамбовской области получили развитие машиностроение, химическая, пищевая и шерстоткацкая промышленность. Тамбовские предприятия производят оборудование для пищевой, химической, легкой промышленности, бытовую технику.

Липецкая область специализируется на производстве черных металлов, горнодобывающей промышленности, тракторостроении, производстве извести, пищевой промышленности, особенно сахарной.

Отраслью специализации Белгородской области является черная металлургия. В области развито производство строительных материалов, пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Основные проблемы и перспективы развития

Возникла необходимость структурной реорганизации экономики района в условиях рыночных отношений.

Фактором, сдерживающим хозяйственное развитие района, является ограниченность водных ресурсов. Это обусловлено слабым развитием речной сети. Решение этой проблемы в создании систем замкнутого и оборотного водоснабжения, использовании подземных вод для промышленных целей, повышении платности водопользования и т.д.

Перспективы развития района связаны с формированием особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на территории Грязинского района Липецкой области. Промышленно-производственная ориентация включает обрабатывающие производства, в том числе: производство машин и оборудования, бытовых электрических приборов, электрических машин, пластмассовых и металлических изделий, электрооборудования и электронного оборудования, мебели и прочей продукции.

Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.


1 Особенности экономико-географического положения Центрально-Черноземного экономического района

В состав Центрально-Черноземного экономического района входят: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области с площадью 167,7 тыс. км2 (1% от всей территории России) и проживающим в них населением по данным на 09.10.2002 г. 7,517,456 чел. (5,3% от всего населения России). По числу жителей выделяются города (тыс.): Воронеж (903), Липецк (375), Курск (373), Тамбов (265), Белгород (227), Елец (113) и Мичуринск (102).

Центрально-Черноземный район по величине территории почти втрое, а по численности населения почти в четыре раза уступает Центральному. Однако и для него характерна высокая степень освоенности и заселен­ности, развития транспортной инфраструктуры (его пересекают многие линии железных и автомобильных дорог, ЛЭП, трубопроводов). Он обла­дает огромными железорудными ресурсами и массивами плодородных черноземов. Благоприятно экономико-географическое положение райо­на, расположенного по соседству с индустриальной «вершиной» евро­пейской части страны - Центральным районом, а также с Поволжьем и Северным Кавказом.

В XVIII-XIX вв. Центральное Черноземье с исторически сложив­шимся крупным помещичьим землевладением стало житницей России. Его «дворянские гнезда» сыграли важную роль в культурном развитии страны. Из них вышло немало русских литераторов, которые с огромной художественной силой воспели природу, человека и духовные ценности в России.

В 1880-1890 гг. в России возникли новые районы торгового земле­делия - на юге ее европейской части и в Заволжье. В этих районах пре­обладала капиталистическая система хозяйства, с которой отработочная система Центрального Черноземья не могла конкурировать ни по произ­водительности труда, ни по сборам пшеницы, ни по доходности. Цент­ральное Черноземье с его излишне распаханными, сильно эродирован­ными черноземами и густым крестьянским населением, задавленным от­работками, по-рабски привязанным к «своим» помещикам и лишенным возможности уйти от них на фабрику, с малоземельем, наиболее низкой в России производительностью сельского труда, с ничтожным городским населением и промышленностью было в конце XIX - первой трети XX в. слабым в экономическом отношении районом.

В этот период оно стало важнейшим источником крестьянской мигра­ции на восток и на юг. Так сложился порочный круг упадка: чем больше активных жителей покидало район, тем запущенней становилось его хо­зяйство, уменьшалась урожайность, сильнее росла овражная сеть, а это вело к новому витку аграрного перенаселения.

После революции 1917 г. из района по-прежнему шел постоянный от­ток населения, а главной целью здешнего крестьянина оставалось лишь выживание.

2 Население и трудовые ресурсы

Население в Центрально-Черноземном районе с 1959 по 1986 гг. сократилось на 1,4 млн. человек. Это произошло в результате переселения другие районы страны части жителей, преимущественно из сельской местности, где население уменьшилось и абсолютно, и относительно. Но с 1991 г. наблюдается незначительный рост численности населения района, связанный прежде всего с положительным сальдо межрайонной миграции. После распада СССР сюда на постоянное место жительства устремились русские, проживавшие до этого в некоторых республиках Средней Азии, в Казахстане, а также беженцы с территории Чечни. Это стало важным фактором динамики роста населения, так как его естественный прирост здесь не только отрицательный, как и в целом по стране, но даже ниже среднего по России. В 1996 г. на территории ЦЧР проживало 7,8 млн. человек. Наибольшей численностью населения обладает Воронежская область (2,5 млн. человек), затем идут Белгородская, Курская, Тамбовская и Липецкая области .

За послевоенные годы под влиянием внутренней миграции заметно выросла доля городского населения, хотя она и остается в районе мень­шей, чем в среднем по России. Доля горожан составила 61,6%. Наиболее высок этот показатель в настоящее время в Белгородской и Липецкой областях, ниже всего - в Тамбовской области.

По половому составу населения район имеет примерно такие же пока­затели, как и Центральная Россия в целом: доля мужского населения здесь меньше, чем женского (46,1%). Население в трудоспособном возрасте составляет 54,5%. Это на 2,1% меньше, чем в Центральном районе, и на 2,5% меньше, чем в среднем по России. Такое положение объясняется большой долей сельского населения: из села в течение послевоенных лет происходил отток молодежи.

В районе сравнительно высока плотность населения - 47 человек на 1 км2. Этот показатель в 5,4 раза выше средней величины по России, но в 1,3 раза ниже, чем в Центральном районе. Заселена территория более или менее равномерно, причем, как и раньше, максимально - на юго-западе (Белгородская обл .), а минимально - на северо-востоке (Тамбовская обл.). Заметно увеличилась плотность населения в Курской и особенно Белгородской областях благодаря притоку переселенцев из других районов России (в связи с освоением КМА и возникновением новых предприятий).

Среди многочисленных сел и деревень района расположены городские поселения : 50 городов и 83 поселка городского типа. Самые большие города (с численностью населения более 100 тыс. человек) - областные центры - Воронеж (903,8 тыс.), Липецк (519,2 тыс.), Курск (441,2 тыс.), Белгород (336,9 тыс.), Тамбов (314,1 тыс.), а также Старый Оскол (211,8 тыс.), Мичуринск (121,8 тыс.), Елец (120,3 тыс.). Средние (с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек): Железногорск (96,9 тыс.), Губкин (86,9 тыс.), Борисоглебск (66,3 тыс.), Лиски (56,5 тыс.), Моршанск(49,9 тыс.) и Рассказово(49,6 тыс.).

Остальные городские поселе­ния относятся к малым. Среди них есть старые города, утратившие бы­лое значение (Острогожск, Павловск, Рыльск, Данков, Чаплыгин и др.), новые, которые еще не успели «набраться сил» (Курчатов, Шебекино и др.).

3 Природно-ресурсный потенциал Центрально-Черноземного района

Главным природным богатством района являются железные руды Курской магнитной аномалии, залегающие на его территории двумя полосами: Орел – Щигры – Старый Оскол – Валуйки (Орловская и Тульская область) шириной от 1 до 25 км и Льгов-Белгород (Курская и Белгородская область) шириной от 2 до 40 км с мощностью пластов 70-350 метров. Балансовые запасы железной руды
Курской магнитной аномалии в пределах Центрально-Черноземного
экономического района по состоянию на 01.01.90 г. по категориям А+В+С1
оцениваются в 31,7 млрд. т, в т. ч. в Курской области 9,3 млрд. т, в
Белгородской 22,4 млрд. т. Развиты два главных типа руд: бедные, но в
значительной степени рентабельно обогащаемые, с содержанием железа 36% и
богатые, содержание железа, в которых составляет свыше 60% при
незначительном количестве серы и фосфора. Бедные руды представлены
железистыми кварцитами, их глубина залегания составляет от нескольких
метров до 700 м (юго-западная часть курской магнитной аномалии). Богатые
руды относятся к магнетитовым, гематитовым и мартитовым видам и находятся в
Белгородской области. В настоящее время наиболее известными месторождениями
в Белгородской области являются: Яковлевское, Гостищевское, Салтыковское,
Лебединское, Стойленское, Погромецкое, Чернянское; в Курской области -
Михайловское, Курбакинское и Дичнянско-Реутецкое. Неглубокое залегание руд
(на глубине от 35-40 до 400-500 метров) и глубже позволяет вести их добычу
в открытых карьерах со значительно меньшими капитальными и текущими
затратами труда, и средств. Шахтная добыча руд на глубине осложнена здесь
обильной водонасыщенностью подземных горизонтов. Строительство подземных
рудников ведется с помощью специальных холодильных агрегатов для
замораживания пород при проходке шахтных стволов. Высокое качество богатых руд на глубине может не только восполнять расходы на эту технику, но и обеспечивать высокую эффективность горнорудной промышленности КМА. Кроме высокого содержания железа, эти руды содержат всего лишь десятые доли процента серы и сотые доли фосфора.

Также район обладает крупными запасами нерудных ископаемых: гранитов, огнеупорных глин, мела, мергелей, доломитов; имеются запасы медно-никелевых руд и бокситов.

В железорудных месторождениях Белгородской области обнаружены промышленные месторождения бокситов - Висловское месторождение, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий оно пока не эксплуатируется.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению (после Норильской и Кольской) медно-никелевую провинцию Российской Федерации. Кроме того, в области имеются месторождения цементного сырья, огнеупорной глины, песка, строительного камня. Наиболее известны Латненское
месторождение огнеупорных глин и Павловское - строительных материалов .

В Курской области имеются залежи торфа, фосфоритов, строительных материалов.

Липецкая область располагает месторождениями строительных материалов и доломитов. Наиболее известны месторождения строительных материалов, такие,
как Студеновское, Сокольско-Ситовское, а доломитов - Данковское.

В Тамбовской области имеются запасы строительных материалов, фосфоритов,
минеральных красок, торфа; наиболее известные месторождения песка -
Тамбовское и Полковское.

Центрально-Черноземный район остро дефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Климат района умеренно континентальный, в заданной части достаточно увлажненный, в юго-восточной - более сухой, нередки засухи. Средняя температура июля +(19-20) 0С, января - (9-11) 0С. Количество годовых
атмосферных осадков 400-500 мм в год. Продолжительность вегетационного
периода с температурой выше 50С - 175-200 дней, с температурой выше 100С-
140-170 дней. Гидрографическая сеть бедна. Единственной крупной рекой
является Дон с притоками Воронеж и Северный Донец. Дон только в нижнем
течении до Павловска судоходен. Остальные реки мелководны, основное их
использование - водоснабжение населения и промышленных предприятий. В настоящее время сложился напряженный водохозяйственный баланс в крупных
городах.

Ценнейшим богатством района являются почвы: только на западе Курской и на
севере Тамбовской областей распространены серые лесные и подзолистые почвы,
на всей остальной территории - разного типа черноземы с содержанием гумуса
от 4-6 до 10-12% с мощью горизонта в отдельных районах до 1см. Это
самые плодородные почвы. Чернозёмы здесь образовались на рыхлых грунтах
песковидных суглинков, поэтому они легко поддаются водной эрозии, ведущей к
образованию оврагов. В некоторых районах эрозии подвержено до 60% земель,
поэтому борьба с оврагообразованиями составляет важнейшую задачу земледельцев района. Действительным средством этой борьбы стала специальная
обработка полей и искусственные лесонасаждения, которые составляют около
половины лесопокрытой площади района. Средняя лесистость по району - 8%.

Промышленная рубка леса почти всюду запрещена. Лесные ресурсы имеют, в основном, почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация
лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района
деловой древесиной. Лесная и деревообрабатывающая промышленность использует
привозное сырье, в районе производят мебель, пиломатериалы , древесно-стружечные плиты, фанеру. Продукция отрасли обеспечивает внутренние потребности региона в товарах народного потребления.

4 Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства

Развитие производительных сил Центрально-Черноземного района традиционно опиралось на использование ресурсного потенциала. Кризисные явления, развивающиеся в хозяйстве России в целом и в Центрально-Черноземном районе, в частности, в период с начала 90-х годов обусловили падение производства практически во всех отраслях материальной сферы, усугубили диспропорции в развитии хозяйственного комплекса. Наибольший спад объемов производства был характерен для машиностроения и металлообработки и усугубился потерей государственных заказов на продукцию оборонного назначения, в черной металлургии, стройиндустрии, легкой и пищевой промышленности. Другой немаловажной причиной спада производства явился разрыв хозяйственных связей. После кризиса отраслями рыночной специализации стали черная металлургия, химическая промышленность и сельское хозяйство.

Электроэнергетика региона имеет специфичную структуру. Более 80% электроэнергии дают атомные электростанции (Курская мощностью 4,0 млн. кВт и Нововоронежская - 1,8 млн. кВт). Ожидается достройка пятого блока Курской АЭС. Готовность реактора составляет около 70%. Это единственный в
мире реактор чернобыльской типа, который находится в стадии строительства. В областных центрах работают крупные тепловые электростанции. В 1997 г. в регионе было выработано 37,3 млрд. кВт/ч электроэнергии, часть электроэнергии еще поступает из ЕЭС России, но район по-прежнему дефицитен по электроэнергии, и этот фактор сдерживает развитие хозяйства Центрального Черноземья.

В промышленном комплексе Центрально-Черноземного экономического района ведущее место занимает черная металлургия, являющаяся отраслью рыночной специализации. Товарная железная руда, чугун, сталь, готовый прокат вывозятся в другие регионы России, в страны ближнего и дальнего зарубежья. В перспективе при наличии средств возможна добыча железной руды на Яковлевской шахте (Белгородская область) в объеме до 1,5 млн. т. Основными потребителями руды Курской магнитной аномалии являются металлургические заводы Центра, самого Центрально-Черноземного района, Урала. Порядка 7 млн. т железной руды отправляется на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье.

Черная металлургия региона представлена Новолипецким металлургическим комбинатом и заводом «Свободный Сокол», расположенными в Липецкой области. Новолипецкий комбинат является основным поставщиком в России автолистовой и трубной стали. По качественным параметрам только 20-26% российской металлопродукции из черных металлов является конкурентоспособной на западном рынке. Однако ряд видов проката, выпускаемых АО «Новолипецкий комбинат», сертифицированы Германским ТЮФом и Британским Регистром Ллойда (т. е. отвечает мировым стандартам). Завод «Свободный Сокол» специализируется на выпуске литейного чугуна, водопроводных труб, отопительных радиаторов и фасонного литья. В Белгородской области черная металлургия представлена Оскольским электрометаллургическим комбинатом (ЭМК), который выпускает высококачественную сталь и прокат по бездоменной схеме методом прямого восстановления железа. Черная металлургия создает основу для развития машиностроения. На долю машиностроения и металлообработки приходится 15,5% от отраслевой структуры промышленности. Машиностроение характеризуется многоотраслевой структурой. В регионе получили развитие как сложные трудоемкие отрасли - радиоэлектроника, авиационная, приборостроение , так и металлоемкие отрасли - горнорудное машиностроение, производство экскаваторов, кузнечнопрессовых машин, металлорежущих станков , тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, химическое и нефтехимическое машиностроение, производство металлических конструкций .

В период 1991 -1997 гг. в России постоянно уменьшался выпуск
металлообрабатывающих станков, особенно наукоемких, высокоточных,
автоматизированных. За эти годы производство станков сократилось в России более чем в 7 раз. К 1997 г. Россия оказалась на 20-м месте в мире по производству металлообрабатывающих станков. Снижение их производства в Центрально-Черноземном районе за этот период произошло в 35 раз, а в Липецкой области - в 60 раз.

В рыночных условиях актуальной проблемой является возрождение и развитие отечественного станкостроения. Оборонная промышленность продолжает оставаться одной из наиболее высокотехнологичных и значительных отраслей промышленности.

Развитие рыночных отношений заставляет предприятия и организации, в том числе и оборонного комплекса, искать иные пути и все более диверсифицировать производство.

Воронежский механический завод - головной завод ракетного двигателестроения, используя передовые аэрокосмические технологии, сумел впервые на территории СНГ организовать серийный выпуск фонтанного оборудования для добычи нефти и газа, которое не уступает, а по некоторым параметрам превосходит европейское и американское. Основным механизмом реформирования оборонной промышленности Правительство РФ определило Федеральную целевую программу реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998- 2000 гг. (утверждена постановлением Правительства РФ от 24.06.98 г. № 000).

Многие регионы уже включились в эту работу. Субъекты Российской Федерации, в частности, входящие в Ассоциацию «Черноземье», активно участвуют в работе по созданию соответствующей нормативной базы. Размещение машиностроительного комплекса отличается крайней неравномерностью и сосредоточено, в основном, в Воронежской области, также выделяются машиностроительные центры: Липецк, Курск, Белгород, Тамбов, Елец, Данков, Мичуринск, Железногорск и другие. Недостаточно в районе развито машиностроение для пищевой промышленности.

Промышленность строительных материалов имеет общероссийское значение. Это относится к производству огнеупоров. Мощность завода 1500 тыс. т, продукция - глина огнеупорная, потребители: металлургические, огнеупорные, шамотные и цементные заводы. Строительная промышленность Черноземья базируется на комплексном использовании вскрышных пород при разработке железных руд курской магнитной аномалии, наличии крупных ресурсов сырья и использовании шлаков металлургического производства. В состав Оскольского металлургического комбината входит Объединение строительных материалов и бытовой техники , которое включает четыре завода и является одним из самых мощных комплексов Европы по выпуску изделий из керамики. Продукция отгружается потребителям без завоза ее на склад, с колес. Появились новые потребители из государств Балтии и Красноярского края . Перспективная политика основывается на вытеснении с отечественного рынка иностранных производителей аналогичной продукции. Производство строительных материалов дает возможность основному производству улучшать свое финансовое состояние. Достаточно сказать, что масштабный выпуск строительных материалов и керамики на Оскольском металлургическом комбинате дает 50% всей массы прибыли, получаемой этим крупнейшим предприятием России.

Крупные цементные заводы размещены в Белгородской (АО «Осколцемент», СП «Белгородский цемент»), Воронежской (АО «Подгоренский цементник») и Липецкой областях (АО «Липецкцемент»). Строительная индустрия, в основном, удовлетворяет внутренние потребности региона. В размещении отрасли большое значение имеет потребительский фактор, поэтому предприятия сосредоточены, в основном, вокруг областных центров.

Химическая промышленность в Центрально-Черноземном районе относится к отраслям рыночной специализации. На ее долю приходится 8,5% промышленной продукции района. Но она сдерживается отсутствием собственной сырьевой базы и дефицитом водных и энергетических ресурсов. Тем не менее, отрасль в регионе получила значительное развитие, и большая часть ее продукции поступает в межрегиональный обмен. По данным 1997 г. - это синтетический каучук - 141 тыс. т, шины - 1,6 млн. шт. из Воронежа, резинотехнические изделия - 1,2 млн. м2 из Тамбова и Курска. Синтетические волокна - 1,7 млн. м2 из Курска, анилиновые красители - 77,2 тыс. т из Тамбова, синтетические моющие средства из Шебекино. Перспективны в районе производство минеральных удобрений и производство синтетических материалов. По остальным подотраслям увеличение мощности нецелесообразно из-за ограниченности собственных ресурсов. Отраслью рыночной специализации района является пищевая промышленность, на ее долю приходится 16,1% от отраслевой структуры производства промышленной продукции. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также
является многоотраслевой. Большое значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная отрасли, которые поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок. Свеклосахарное производство является одной из старейших и ведущих отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности с высоким уровнем индустриализации и энергоемкими технологическими процессами. Из действующих в России 95 сахарных заводов 46 размещены в Центрально-Черноземном районе. Переход к рыночной экономике внес радикальные изменения в формы собственности. Большинство предприятий изменили форму собственности и стали акционерными обществами . Сельские товаропроизводители стали совладельцами сахарных заводов. Доля акций, находящихся у сельских товаропроизводителей в Белгородской области, составляет свыше 51%, в Курской и Воронежской областях - 50%. Вместе с тем высокие результаты, на которые рассчитывали, начиная реформирование, не были достигнуты. Отсутствие оборотных средств , неустойчивость производственно-хозяйственных связей, инфляция, дефицит бюджета , сокращение государственной поддержки, ограничение кредитования, удорожание продукции за счет использования кредитных ресурсов, снижение покупательной способности населения и другие негативные факторы не позволяют предприятиям свеклосахарного комплекса нормально функционировать и развиваться.

Итоги сахарной компании 1997 г. показали, что выработка сахара из собственного сырья в Черноземном Центре составила 35% от общероссийского производства и оказалась самой низкой за последние 40 лет. Крайне неудовлетворительное положение в Воронежской, Курской и Липецкой областях, где заготавливаемое сырье обеспечивает загрузку сахарных заводов от 30 до 50 суток (при нормативе 100-110 суток). Кроме сахарной свеклы, в межсезонный период на сахарных заводах перерабатывается сахар-сырец.

Наивысший выход сахара в 1997 г. имели сахарные заводы: Алексеевский (Белгородская область) - 15,3%, Знаменский (Тамбовская область) - 15,03%, Ржевский (Белгородская область) - 14,6% при выходе сахара в среднем по России - 11,72%.

Для решения накопившихся проблем комплекса была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации «Программа увеличения производства сахара в Российской Федерации в гг. и на период до 2005 г.» (Программа «Сахар»).

Легкая промышленность Центрально-Черноземного района развита слабо и размещена очень неравномерно. Предприятия сосредоточены, в основном, в Тамбовской и Курской областях. Тамбовская область специализируется на производстве шерстяных тканей, Курская область - шелковых тканей и трикотажных изделий, использующих химическое волокно. Дальнейшее развитие отрасли связано с совершенствованием ее территориальной структуры и направлено на более полное удовлетворение потребностей населения района. Швейная промышленность размещена повсеместно, кожевенно-обувные предприятия расположены в Курске, Тамбове, Белгороде.

Агропромышленный комплекс региона создает 7,8% сельскохозяйственной продукции России. Объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенный на душу населения в этом районе, по крайней мере, в полтора раза больше, чем по России в целом. Агропромышленный комплекс Черноземья имеет межрайонное значение и является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфирно-масличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи, плоды и ягоды. Главным звеном в АПК является сельское хозяйство, отрасли рыночной специализации которого представлены производством зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, эфирно-масличных культур, молока и мяса.

В Центрально-Черноземном районе производится 10% зерна, 9% картофеля, 18% подсолнечника, 43% сахарной свеклы России. Из зерновых культур во всех областях, кроме Курской, преобладает озимая пшеница, а в Курской области - озимая рожь. В районе также возделываются просо, гречиха, кукуруза на зерно и силос. Ведущее место среди технических культур принадлежит сахарной свекле. Наиболее благоприятные условия для ее выращивания имеют Белгородская, Воронежская и Курская области. В целом Центрально-Черноземный экономический район занимает первое место в России по размерам посевных площадей, сахаристости и объемам заготовок сахарной свеклы. Однако переход к рыночной экономике не мог не сказаться на свеклосахарном производстве. В период с 1991 г. по 1997 г. посевные площади сахарной свеклы в регионе уменьшились на 74 тыс. га, урожайность - на 27 ц/га, валовые сборы - на 5025 тыс. т. Объемы производства и заготовок свеклы за последние годы таковы, что работа большинства предприятий убыточна.

Основные посевы подсолнечника сосредоточены в Воронежской и Белгородской областях. Эта культура также имеет межрайонное значение. Подсолнечник выращивается на семена, перерабатывается в масло (40% масла вывозится из района), отходы производства - шрот и жмых используются в качестве кормов в животноводстве. Воронежская область - основной производитель в стране эфирных масел: на ее территории выращивается и перерабатывается кориандр и анис (Алексеевский эфирокомбинат). В Воронежской области выращивают также махорку. Выращенный в районе картофель частично идет на производство крахмала и спирта. Во всех областях получило развитие овощеводство и садоводство. Район обладает большими потенциальными возможностями увеличения производства продукции растениеводства за счет внедрения научно обоснованных севооборотов, увеличения доли использования возможностей агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и увеличению естественного плодородия земель.

Животноводство представлено в Черноземье скотоводством молочно-мясного направления, свиноводством и птицеводством, развито пчеловодство. Воронежская область издавна славится рысаками и упряжными породами лошадей. Несмотря на небольшую долю в производстве сельскохозяйственной продукции наибольшее развитие фермерство получило в Тамбовской и Липецкой областях. Основная проблема агропромышленного комплекс а Центрально-Черноземного района - это несоответствие мощностей переработки объемам производства сельскохозяйственного сырья, что ведет к большим потерям продукции сельского хозяйства. Для агропромышленного комплекса характерны низкий уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая инфраструктура. Однако агропромышленный комплекс района обладает большими потенциальными возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

На территории Центрально-Черноземного района (Курской и Белгородской областей) формируется программно-целевой территориально-производственный комплекс на базе минеральных ресурсов Курской магнитной аномалии, развития черной металлургии, атомной энергетики и аграрного комплекса. Главная цель государственной политики в отношении Центрально-Черноземного района - содействовать развитию его специализации в общероссийском территориальном разделении труда на тех отраслях, которые наиболее эффективны в его природных и экономических условиях, и, прежде всего, на отраслях агропромышленного комплекса, на производстве черных металлов (включая экспортные поставки), сельскохозяйственном и оборонном машиностроении. Экономическому росту будет способствовать также реформа
аграрных предприятий и решение проблемы создания единого рынка
продовольствия в рамках регионов Европейской части России и развития на этой основе отраслей переработки сельскохозяйственного сырья.

5 Характеристика транспортной сети Центрально-черноземного экономического района

Железнодорожный транспорт

Юго-Восточная железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части европейской России, - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. Длина главных путей составляет 6,8 тыс. километров, из них - 52% на бетонном основании. Дорога располагает преимущественно двухпутными линиями. Юго-Восточная железная дорога связывает южные районы России с Центральным районом, Поволжьем и Уралом. Её недаром называют магистралью металла и хлеба. Она обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности, районы развитого сельского хозяйства. Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, - Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Юго-Восточная дорога обслуживает потребности промышленности, сельского хозяйства и населения Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областей и на небольшом участке Курской области. На руды (железная руда Курской магнитной аномалии) приходится более 40% от общего отправления. На втором месте по объемам погрузки (24%) стоят минерально-строительные материалы (преимущественно вскрышные породы, отходы металлургического производства и нерудные материалы Павловского карьера). Кроме того, со станций железнодорожной сети района отправляются черные металлы (13%), нефтепродукты после налива с трубы (ст. Никольское) и широкая номенклатура грузов группы «прочие» (продукция разнообразного машиностроения, химической, пищевой и легкой промышленности). Потребности большей части Курской области и на небольшом участке Липецкой области обслуживает Московская дорога. Железнодорожный транспорт обеспечивает как внутренние связи района, так и связи с другими регионами страны. Управление дороги находится в городе Воронеже.

Удобное положение Центрально-Черноземного района между Центром, Поволжьем, Северным Кавказом и Украиной обусловило меридионально-широтную конфигурацию его железнодорожной сети. Сеть Центрально-Черноземного района состоит из четырех меридиональных магистралей: (Брянск) - Арбузове - Льгов - Готня; (Орел) - Курск - Сараевка - Белгород; (Москва - Ефремов) - Елец - Касторная - Валуйки и (Москва - Ряжск) - Мичуринск - Отрожка - Лиски - (Лихая - Ростов). Эти магистрали пересекаются четырьмя линиями. Две из них: (Орел) -Елец - Грязи - Повори-но - (Филонове - Волгоград) и Кочетовка - Тамбов с ответвлениями на Обловку - (Балашов) и Тоновку - (Ртищево) идут с северо-запада на юго-восток, а линии Отрожка - Касторная - Курск - Льгов - (Ворожба) и (Балашов) - Поворино - Лиски - Валуйки - с северо-востока на юго-запад. Эти ж. д. магистрали составляют остов сети Центрально-Черноземного района с ответвлениями тупиковых и нетупиковых линий местного значения.

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 29% от объема перевозок с преобладанием погрузки-выгрузки железной руды - 17,3 млн. т. (48% от местного сообщения) и минерально-строительных материалов - 10,7 млн. т (29,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по рудам - 54%; минерально-строительным материалам - 56%.

Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие: по рудам: Белгородская область отправляет на металлургические предприятия Липецкой области 9,9 млн. т; по минерально-строительным материалам следует отметить характерную особенность связей, а именно - 50-60% местных перевозок приходится на внутриобластные связи: Воронежская область из 4,4 млн. т отправления в местном сообщении 2,7 млн. т (более 60%) выгружает на собственные станции; Белгородская - из 2,6 млн. т отправления в местном сообщении выгружает для собственных нужд 1,6 млн. т (более 60%) и Липецкая область соответственно - из 3,4 млн. т на себя выгружает 1,8 млн. т (более 50%).

Наряду с внутриобластными и внутрирайонными связями перевозки Центрально-Черноземного района характеризуются разветвленной системой межрайонных связей. Около 35% (от общего объема перевозок) готовой продукции и импортных товаров вывозится за пределы рассматриваемого района и более 20% потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозится из других регионов. Центрально-Черноземный район имеет положительный транспортный баланс. В 2001 г. вывоз превышал ввоз на 17,5 млн. т или в 1,7 раза. Тесные связи по вывозу грузов сложились с Центральным экономическим районом (40% от общего вывоза грузов Центрально-Черноземного района) и с Уралом (20%). Из района в значительных объемах вывозятся: железная руда (35% от общего вывоза), главным образом, на уральские металлургические предприятия и в Центральный экономический район, как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт через передаточные пункты (Брянская область) на границе России с Украиной; черные металлы (22,5%) преимущественно в Центральный и Северо-Кавказский районы с преобладанием поставок на экспорт. Кроме того, из Центрально-Черноземного района вывозятся минерально-строительные материалы (19,5%), главным образом, в Центральный район с преобладанием выгрузки в Москве и Московской области ; широкая номенклатура прочих грузов (продукция химической промышленности - синтетический каучук, резина, синтетические волокна; изделия машиностроения - оборудование для пищевой и химической промышленности, приборы; товары пищевой промышленности) назначением во все регионы России и другие грузы.

Наибольшие объемы транспортно-экономических связей по ввозу грузов в Центрально-Черноземный район осуществляются с Уралом и Сибирью (45% от общего ввоза района), а также с Поволжьем (17%) и Центром (14%).

Из общего объема ввоза на долю угля приходится 40%. Это, главным образом, поставки из Кузбасса (Западная Сибирь) как для потребностей черной металлургии, так и на экспорт. Удельный вес нефтепродуктов в общем ввозе составляет 19%. Основные поступления осуществлялись с нефтеперерабатывающих заводов Самарской области (Поволжский район). Грузы группы «прочие» (17%) завозятся из всех регионов России с преобладанием поставок из Центрального (31%) и Северо-Кавказского (21%) районов. Это как продукция собственного производства, так и импорт (продукция легкой и пищевой промышленности, химические товары, автомобили, бытовая техника). Через Центрально-Черноземный район осуществляются транзитные транспортно-экономические связи в сообщениях (в обоих направлениях): север - юг (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Северный Кавказ), на долю которого приходится 40% от общего транзита через район; север - юго-восток (Северный, Северо-Западный и Центральный районы на Поволжье) - 55%.

Во всех указанных связях преобладают транзитные потоки грузов с юга и юго-востока на север. Их удельный вес составляет 70% от общего транзита, проходящего через Центрально-Черноземный район.

Белгородская область, входящая в состав Центрально-Черноземного района, граничит с Украиной, и, как следствие, через нее (передаточные пункты Соловей и Красный Хутор) осуществляются внешнеторговые связи России с ближним и дальним зарубежьем. В 2003 г. их объем составлял 20,4 млн. т (9,4% от перевозок грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 11,5 млн. т экспорта (сдача) и 8,9 млн. т импорта (прием).

В общем объеме экспорта 33% составляют топливно-энергетические (уголь и нефтегрузы) и 52% рудно-металлургические (руда и черные металлы) грузы; на химические и минеральные удобрения приходится 7%. Основным поставщиком угля на экспорт является Сибирь, в том числе поставки Кемеровской области (кузнецкий уголь) составляют 82%, Красноярского края (угли КАТЭКа) - 13% от общего объема угля на экспорт через передаточные пункты Белгородской области. На 90% поставщиками нефтегрузов на экспорт являются нефтеперерабатывающие предприятия Поволжского экономического района. Железная руда на экспорт отправляется со станций, обслуживающих месторождения Курской магнитной аномалии (Белгородская область - около 90%, Курская область - более 10%). Черные металлы отгружают металлургические предприятия Северного, Центрального, Центрально-Черноземного и Уральского экономических районов, но основной объем на экспорт отправляет Урал (Свердловская и Челябинская области) - 45% и Центрально-Черноземный район (Белгородская и Липецкая области) - 36%.

Химические и минеральные удобрения поступают на экспорт также от многих производителей, но основными из них являются: АО «Куйбышевазот», АО «Тольяттиазот» и АО «Фосфор» (Самарская область, Поволжский экономический район). На долю поставок из Поволжья приходится 65% от общего объема экспорта удобрений через Центрально-Черноземный экономический район. Импорт по составу грузов обусловливает преимущественно торгово-экономические взаимоотношения Украины с Россией.

В соответствии с отраслевой научно-технической программой «Развитие скоростного пассажирского движения на железных дорогах Российской Федерации на период до 2010 г.» по территории Центрально-Черноземного района прошла (2005 г.) одна из скоростных первоочередных магистралей (максимальная скорость движения пассажирских поездов 160 км/ч) Москва - Воронеж - Ростов при совмещенном пассажирском и грузовом движении. Особое внимание уделяется организации скоростного движения на участке Ряжск - Чертково. С завершением работ маршрутная скорость пассажирских поездов будет доведена до 73 км/час.

Построено 1630 км волоконно-оптических линий связи. Численность персонала в 2003г. составила 69830человека.

Центрально-Черноземный экономический район обладает развитым транспортным комплексом. Основными видами транспорта в регионе являются железнодорожный и автомобильный, получил развитие трубопроводный транспорт, функционирует речной.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и транзитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва - Харьков - Симферополь и федеральные автомагистрали Москва - Воронеж - Ростов и Москва - Тамбов - Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые.

Протяженность автодорог района с твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом. В 2001 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе) магистральным автомобильным транспортом было перевезено 39 млн. т грузов.

Снижение производственных показателей большинства крупных и средних автотранспортных предприятий, выполняющих грузовые перевозки, объясняется снижением предлагаемых объемов перевозок строительных грузов и сформировавшейся ранее структурой парка, во многом не отвечающей сложившемуся в последнее время коммерческому спросу. Сложное финансовое состояние предприятий не позволяет обновлять имеющийся подвижной состав , и уровень показателей воспроизводства основных фондов автотранспортных предприятий снижается.

В сложившейся инфраструктуре рынка грузовых перевозок наиболее привлекательными, экономически выгодными являются международные перевозки.

Трубопроводный транспорт

Большое влияние на перевозочный процесс оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа - Западное направление, Самара - Брянск, Стальной Конь - Западное направление, Никольское - Воронеж - Белгород - Сумы. Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь - Москва, Уренгой - Помары - Елец - Ужгород.

Авиационный транспорт

ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" является практически единственным предприятием гражданской авиации в Центрально-черноземном регионе, осуществляющим внутрироссийские и международные перевозки. С учетом предполагаемого сокращения международных аэропортов, аэропорт "Воронеж" может остаться единственным в регионе, имеющим статус международного. Деятельность авиакомпании в 2001 и 2002 годах характеризуется как стабильная. Статистическая отчетность показывает, что наряду с ухудшением некоторых показателей, определяемых спросом на авиауслуги, отмечается улучшение качественных показателей. Финансовое состояние авиакомпании устойчивое. Доходы авиапредприятия в 2002 году составили 226 млн. руб., что больше предыдущего года почти на 30 процентов, при этом прибыль составила 7 млн. руб.

В 2002 году удалось сохранить рейсы, пользующиеся спросом населения в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Норильск, Ереван, Сочи. Чартерные рейсы на постоянной основе в Н. Уренгой, и в Ханты-Мансийск. Повышено качество обслуживания с организацией бизнес-классов. Изыскиваются рынки сбыта авиауслуг на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Москве.

В целях сохранения авиапредприятия, его перспективного развития в 2005 году предполагается решение вопросов реконструкции взлетно-посадочной полосы, разделения авиапредприятия на независимые хозяйствующие субъекты - авиационную компанию и аэропорт.

Речной транспорт

Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн. т.

6 Основные направления развития

Долгосрочный прогноз развития производительных сил Централь­но-Черноземного района должен в первую очередь основываться на перс­пективах освоения минеральных ресурсов КМА, рациональном исполь­зовании земли и охране окружающей среды от техногенных нагрузок.

Дальнейшее освоение КМА необходимо осуществлять при минималь­ных затратах на добычу железных руд и максимальной сохранности плодородных черноземов. В связи с этим чрезвычайно актуальны меры по предотвращению загрязнения почв, водного и воздушного бассейнов промышленными отходами.

Для района в целом важнейшей задачей остается рациональное соче­тание развития тяжелой промышленности и АПК, формирование новых звеньев производственной и социальной инфраструктуры . Интенсифи­кация сельского хозяйства требует четкой специализации хозяйств и ус­тановления рациональных связей между ними. Одни из первых задач - повышение урожайности сахарной свеклы, рост производительности са­харных заводов и полное использование отходов этих предприятий для откорма скота.

Развитие производительных сил района в значительной мере зависит от решения проблем водоснабжения и энергетики.

Наконец, в целях совершенствования территориальной организации хозяйства надо расширить участие малых городов и поселков городского типа в переработке сельскохозяйственного и других видов местного сырья для удовлетворения спроса населения на потребительские товары.

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РЕГИОН

Площадь :Численность населения :
167,7 тыс. кв. км. (1% территории РФ)7 674 тыс. чел. (5,3% всего населения РФ)

Состав:






В общероссийском разделении общественного труда Центрально-Черноземный регион (ЦЧР) специализируется на горно-рудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на интенсивном сельскохозяйственном производстве. Здесь выращиваются зерновые культуры, подсолнечник, сахарная свекла, картофель. Значительна доля региона и в общероссийском производстве продукции животноводства.

Климат и природные условия :

Климат ЦЧР умеренно континентальный, с относительно теплыми зимами и жарким летом. Континентальность климата возрастает с запада на восток. Рельеф территории равнинный,
сильно осложнен эрозией (овраги, балки).

Для большой части территории характерен недостаток водныхресурсов. Значительное содержание полезных ископаемых (железнорудные месторождения).

Общие геологические запасы руд, главным образом железных кварцитов, определяются в регионетриллионами тонн, балансовые – в 42 млрд. т.

Из других полезных ископаемых Центрально-Черноземный регион располагает крупными запасами мела и известняков, значительными – мергеля, огнеупорных глин, кирпичных глин, особенно в Воронежской и Белгородской областях. Месторождения топливно-энергетических ресурсов практически отсутствуют.

Из других полезных ископаемых Центрально-Черноземный регион располагает крупными запасами мела и известняков, значительными – мергеля, огнеупорных глин, кирпичных глин, особенно в Воронежской и Белгородской областях. Месторождения топливно-энергетических ресурсов практически отсутствуют. Ценнейшим богатством региона являются почвы: только на западе Курской и на севере Тамбовской области распространены серые лесные и подзолистые почвы, на всей остальной территории – разного типа черноземы с содержанием гумуса от 4 до 12% с мощью горизонта в отдельных районах до l20–130 см. Средняя лесистость по региону – 8%. Промышленная рубка леса почти всюду запрещена.

Народно-хозяйственный комплекс

ЦЧР имеет относительно гармоничную структуру экономики. Здесь наравне с тяжелой индустрией (черная металлургия, химия, машиностроение) развиты отрасли аграрно-промышленного комплекса и легкая промышленность.

Ведущей отраслью народно-хозяйственной специализации Центрально-Черноземного региона является горно-рудная и металлургическая промышленность.

Черная металлургия (28,2% при 7,9% в среднем по России) получила свое развитие еще в начале XVII века. В настоящее время Липецк превратился в крупный центр металлургии межрегионального значения. Развитию мощной горно-рудной и металлургической промышленности способствует освоение железорудных месторождений КМА.

Железные руды КМА используются на металлургических заводах Липецка, Тулы, поступают в Череповец, на металлургические заводы Урала и Украины. В Старом Осколе построен электрометаллургический комбинат по производству стали методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс.

Машиностроение и металлообработка – важные отрасли промышленности ЦЧР. На заводах региона производят горные машины, станки, химическую аппаратуру, радиотехнические и электротехнические изделия. В последние годы машиностроение развивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. На территории региона размещается крупнейший центр российского самолетостроения (Воронеж).

Химическая промышленность представлена довольно крупными предприятиями по производству синтетического каучука и автошин в Воронеже, резинотехнических изделий и анилиновых красителей в Тамбове, витаминов и моющих средств в Белгороде и Шебекино, суперфосфата в Уварове Тамбовской области. Все эти виды производства, за исключением выпуска удобрений, имеют межрегиональное значение. Но Центрально-Черноземный регион крайне дефицитен по топливу и водным ресурсам, что диктует необходимость сдерживать развитие водо- и топливоемких химических производств. Наиболее перспективными отраслями химической промышленности следует считать витаминную, которая располагает богатой плодоовощной базой, а также производство минеральных удобрений.

На базе местного сырья развита промышленность строительных материалов: цементная, производство мела и извести – в Липецкой, Белгородской, Воронежской областях, огнеупоров – в Воронежской области.

Центрально-Черноземный регион относится к основным сельскохозяйственным регионам страны. Удельный вес аграрного сектора в регионе в валовом региональном продукте составляет почти 25%. Плодородные почвы, обеспеченное на значительной части региона увлажнение, длительный теплый период создают возможности для получения здесь высоких урожаев сельскохозяйственных культур. По средней многолетней урожайности зерновых культур регион несколько уступает Северному Кавказу, а по валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных земель занимает 1-е место в Российской Федерации.

Для региона характерна высокая сельскохозяйственная освоенность земель. Более 80% его территории составляют сельскохозяйственные угодья, в том числе на долю пашни приходится почти 70%. Поэтому рост сельскохозяйственного производства здесь основывается не на расширении используемых земель, а на интенсификации имеющихся сельскохозяйственных угодий. Посевная площадь региона составляет около 11 млн. га, в том числе зерновыми культурами занято более половины площади, техническими – примерно 5% и кормовыми культурами – свыше 1/4 посевной площади.

Наиболее ярко специфику жизни населения Центрально-Черноземного района (по состоянию на середину прошлого века) описал Иван Сергеевич Тургенев в «Записках охотника» (рассказ «Хорь и Калиныч»):

Кому случалось из Волховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину; торговлей не занимается; ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел; торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой… Калужская деревня, напротив, большей частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью… И для охотника в Калужской губернии лучше. В Орловской губернии последние леса и площадя («Площадя» - сплошные массивы кустарников) исчезнут лет через пять, а болот и в помине нет. В Калужской, напротив, засеки тянутся на сотни, болота на десятки верст…

В чем же причина того, что население, имеющее гораздо лучшие природные условия, плодороднейшие черноземные почвы, в итоге оказалось тем не менее в худших условиях жизни, и, похоже, само понимало это (не случайно орловский мужик «угрюм, глядит исподлобья», а калужский - «глядит смело и весело»). Понять это невозможно без обращения к истории формирования района.

Границы района

Очертим вначале границы района. Помимо 5 областей, включаемых в Центрально-черноземный район по «госплановскому» районированию, мы отнесем сюда также Орловскую область (о черноземном характере которой так хорошо сказал Тургенев) и Пензенскую (единственную из областей «госплановского» Поволжского района, которая не находится на Волге).

В принципе, «хозяйственный ландшафт», очень похожий на «центральночерноземный», продолжается до Волги: сельское хозяйство правобережья Ульяновской, Самарской и Саратовской областей имеет много схожего с нашим районом; лишь Волга представляет собой резкую хозяйственную границу. Но тем не менее области, стоящие на Волге, развивающиеся под ее определяющим влиянием, и не включаются нами в Центрально-черноземный район.

Территория Центрально-черноземного района так же, как и Центрального района, находится на водоразделе, по верхнему течению рек Ока, Дон и Сейм (приток Десны, на котором стоит Курск). Западная часть района (Орловская, Курская и Белгородская области) находятся на Средне-Русской возвышенности, восточная (Воронежская, Тамбовская, Липецкая области) - на Окско-Донской низменности. Особенностью современного рельефа, особенно, в Западной части района, является множество оврагов, развитию которых способствовали как природные факторы (всхолмленность рельефа, легко размываемые грунты), так и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов).

Почвы района - черноземные; плодородие почв, достаточные тепло и увлажнение позволяют выращивать не только зерновые, но и сахарную свеклу, коноплю, подсолнечник.

По природному зонированию Центрально-черноземного района - типичная лесостепь, где раньше были распространены березовые, дубовые и сосновые рощи. Но большинство лесов давно вырублено.

В последние десятилетия на территории Курской и Белгородской областей были разведаны огромные запасы железной руды - так называемые руды Курской магнитной аномалии (КМА) - она получила такое название потому, что из-за огромных скоплений железа магнитное поле здесь нарушено (магнитная стрелка не показывает на север, а «мечется» по компасу).

Заселение славянами этой территории началось еще в X-XI веках (Курск впервые упомянут в летописи в 1032 году), но после монголо-татарского нашествия все города здесь были разрушены и долгое время основная часть района являлась «диким полем» - как бы «ничейной» территорией между Московским государством и Золотой Ордой (а затем Крымским ханством). По мере своего укрепления Московское государство продвигало свои границы все дальше к югу, создавая укрепленные линии - цепочки крепостей, соединенные засеками (Засека - заграждение из деревьев, поваленных крест-накрест, вершинами в сторону противника), частоколами, земляными валами. Эти укрепленные линии назывались засечными чертами. В середине XVII века сооружается Белгородская черта (Белгород-Воронеж-Козлов, ныне Мичуринск), продолженная позже на Саранск-Симбирск, а в конце XVII века на Пензу-Сызрань. Поэтому именно в XVII веке начинается массовое заселение этих земель, продолжавшееся и в XVIII столетии.

Белгородская черта, построенная в течение 1635-1658 годов, представляла собой грандиозное фортификационное сооружение, длиной около 800 верст - от города Ахтырка (ныне в Сумской области Украины) через Белгород и Воронеж до города Козлова (нынешнего Мичуринска). Она представляла собой земляной вал высотой в 2 сажени (более 3 метров) с частоколом из дубовых бревен. Черта опиралась на 25 городов (укрепленных дубовыми стенами и башнями) с постоянными гарнизонами, в каждом из которых было от 300 до 3000 «ратных людей».

После строительства этой черты набеги татар практически прекратились: преодолеть ее в отдельных местах, конечно, можно было, но это требовало столько времени, что его хватало для переброски войск сюда из ближайших регионов с черты.

В конце XVIII века на 100 верст южнее была построена Изюмская черта, а еще через столетие, после присоединения Черноморья к России, надобность в этих сооружениях отпала. Большая часть городов на них превратилась в села.

На новых землях поселялись «служилые» люди - помещики, которые за свою службу получали эту землю и крепостных крестьян. Таким образом, колонизация Центрально-черноземного района носила помещичье-крепостнический характер; с самого начала заселения определялся именно такой способ хозяйствования.

Долгое время (до конца XIX века) Центрально-черноземный район был главной хлебной базой промышленного центра, а хлеб - основным продуктом вывоза (по рекам и санным путем). Но после сельскохозяйственного освоения «Новороссии» (степей Южной Украины и Северного Кавказа), где капиталистическое, технически хорошо вооруженное зерновое хозяйство давало более дешевую пшеницу, зерновое хозяйство Центрально-черноземного района, не выдержав конкуренции, переключилось с пшеницы на более дешевые «серые хлеба» - рожь и овес - для собственного потребления; в силу чего и доходность, и товарность сельского хозяйства здесь резко снизилась.

К началу XX века Центрально-черноземный район дошел до полного оскудения. Здесь в наибольшей степени сохранились остатки крепостничества - «отработочная» система: крестьянин арендовал, часть помещичьей земли, а за это «отрабатывал» на помещичьих землях. По существу, это была почти та же барщина, что и при крепостном праве (вспомним, что Тургенев также указывал на преобладание барщины как на отличительный признак «орловского мужика»).

В отличие от Промышленного центра, где следствием аграрного переселения (когда в селе жило больше народа, чем могло прокормить сельское хозяйство) было развитие неземледельческих занятий (кустарных промыслов и отходничества в города), в Центрально-черноземном районе основным видом дополнительных заработков крестьян стал земледельческий отход на сельскохозяйственные работы в Новороссию и в степное Заволжье - туда уходило до 1/4 всего трудоспособного населения. Другой формой решения этой проблемы стала миграция в другие районы России, в основном, на юг и на восток. Этот отток продолжался в течение последних 100 лет и привел к тому, что Центрально-черноземный район стал единственным районом России, численность которого за советский период абсолютно уменьшилась (несмотря на довольно большой естественный прирост, который перекрывался миграционным оттоком). В рассматриваемых нами границах население района в 1926 году составляло 13 миллионов человек, а в 1989 - 10 миллионов.

Попробуем рассчитать, каким мог быть миграционный отток из Центрально-черноземного района за эти годы. Для этого нам необходимо знать показатели естественного прироста за все годы Советской власти. Эти данные необходимо собирать в архивах, в литературе они не опубликованы. Но можно представить себе хотя бы порядок цифр. Естественный прирост в 1920-е годы составлял не менее 2% в год, в 1930-е - он резко снизился (возможно, была естественная убыль вследствие голода); большие потери район понес в годы Великой Отечественной войны (здесь проходила кровопролитная битва на Курской дуге). После войны - снова подъем рождаемости, а затем с 1960-х годов - снижение и к настоящему времени здесь уже налицо нулевой прирост или естественная убыль. Мы видим, что вычислить среднюю очень сложно.

Но условно допустим, что средний естественный прирост составлял здесь около 1% в год. Тогда за 63 года численность населения должна возрасти в (1,01) 63 = 1,81 раз. Таким образом, при отсутствии миграционной убыли население ЦЧР в 1989 году было бы равно: 13000000 х 1,81 = 23500000 (человек).

А фактическая численность в 1989 году составила 10 миллионов человек. Следовательно, при принятых нами допущениях, примерно 10-15 миллионов составила «неестественная убыль», прежде всего, миграционный отток во многие районы бывшего СССР. Кроме того, мы, видимо, все же недостаточно учли «поправку» на потери от голода, репрессий и военных действий; скорее всего они частично попали и в эту цифру (10-15 млн.).

Аграрное перенаселение района заставляло крестьян запахивать луга, тем самым одновременно подрывая кормовую базу животноводства и усиливая нагрузку на природный ландшафт, провоцируя эрозию почв. Именно чрезмерная распашка (продолжавшаяся и в советский период) и отсутствие практически каких бы то ни было удобрений привели к резкому возрастанию водной эрозии и потери гумуса в почвах. «Русский чернозем», впервые описанный Василием Васильевичем Докучаевым в конце прошлого века, увы, уже не сохранился в полной мере.

Мы видим, таким образом, что своеобразное сочетание природных, экономических и исторических условий привело к тому, что ЦЧР оказался гораздо менее развит, чем его северный сосед. И одна из причин этого - большее однообразие видов деятельности его жителей, занимающихся преимущественно земледелием.

Некоторое оживление хозяйственной жизни Центрально-черноземного района началось в начале XX века в связи с появлением посевов сахарной свеклы и первых сахарных заводов. Будучи более доходной культурой, сахарная свекла позволила несколько повысить уровень жизни крестьян (правда, в то же время она еще более усилила нагрузку на пашню, требуя большей интенсивности ее обработки).

В годы первых пятилеток Центрально-черноземный район развивался в основном как район пищевой промышленности; но в дальнейшем стали появляться и первые химические производства (например, производство синтетического каучука из картофельного спирта), и машиностроительные заводы (авиазавод в Воронеже и другие). Но особенно быстрое промышленное развитие район получил в связи с освоением железорудных месторождений КМА. Следствием этого явилось развитие черной металлургии и разнообразного машиностроения.

Таким образом, в развитии Центрально-черноземного района можно выделить следующие этапы:

1) «дикое поле»;

2) русская помещичье-крестьянская колонизация (XVII век);

3) развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом промышленного центра;

4) кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых районов и аграрным переселением (конец XIX - начало XX вв.);

5) расширение доли технических культур в земледелии, производство сахара, развитие химической промышленности на пищевом сырье (1900-1930-е годы);

6) начало эксплуатации руд КМА, развитие черной металлургии и машиностроения (с 1950-х годов).

Промышленность района

Отрасли специализации современной промышленности района - пищевая промышленность, черная металлургия, машиностроение, химия.

Добыча железной руды осуществляется открытым способом в двух районах - вблизи Старого Оскола (в Белгородской области) и близ города Губкин (Курской области). Добыча открытым способом (в карьерах) дает более дешевую руду, но ведет к уничтожению крупных массивов черноземных почв (во-первых, при вскрытии карьера, а во-вторых, под отвалами) и понижает уровень грунтовых вод на больших территориях, что еще больше усложняет и без того сложные проблемы водоснабжения.

Железная руда КМА большей частью вывозится из района, кроме того, на ней работают Ново-Липецкий металлургический завод (полного цикла) и Старооскольский электрометаллургический комбинат. Наличие собственного способствует развитию машиностроения, которое представлено производством кузнечно-прессового оборудования, паровых котлов, тракторов, сельскохозяйственных машин, геологоразведочного оборудования. Возникли и предприятия, в большей степени ориентированные на трудовые ресурсы: производство счетных машин (Курск), самолетов, телевизоров (Воронеж) и другие.

Химическая промышленность частично связана с металлургией (производство минеральных удобрений и красителей с использованием отходов коксового производства Ново-Липецкого комбината), но в большей степени работает на нефте-газовом сырье: производство синтетического волокна, синтетического каучука, резино-технических изделий.

Район лишен источников топлива - крупных рек. Поэтому его энергетика долгое время развивалась на углях Донбасса, а затем - на нефтепродуктах и газе Поволжья. Но кардинально энергетическая проблема была решена со строительством Нововоронежской и Курской АЭС.

Агропромышленный комплекс района специализирован на зерне и технических культурах (сахарная свекла, конопля, подсолнечник, табак); а также на молочно-мясном скотоводстве и свиноводстве. Продукты вывоза из района - сахар, растительное и сливочное масло, мясо. Но сельскохозяйственные угодья района постоянно сокращаются из-за эрозии, ей подвержено более 1/4 пахотных земель.

Новое на сайте

>

Самое популярное