Домой Карты Индустриальное общество в начале хх века. Индустриальное общество в начале XX века

Индустриальное общество в начале хх века. Индустриальное общество в начале XX века

Индустриальное общество в начале 20 века окончательно сформировалось. Какими признаками и особенностями оно характеризуется? Постараемся ответить на этот вопрос.

Когда появилось понятие?

Термин появился еще в 19 веке.

Он возник как противоположное значение «отсталой» экономики, «старого режима», традиционной (аграрной) модели развития.

Признаки в начале 20 века

Историческая и экономическая науки выделяют следующие признаки:

  • урбанизация;
  • классовое деление общества;
  • индустриализация;
  • представительная демократия;
  • смена политических элит;
  • малая в сравнении с современным обществом;
  • развитие точных наук, технологий;
  • демографический спад;
  • формирование потребительского мышления;
  • складывание национальных государств;
  • окончательное оформление частной собственности;
  • борьба за ресурсы.

Урбанизация

Индустриальное общество в начале 20 века характеризуется развитием урбанизации, то есть ростом городов.

Люди в поисках работы начинают переезжать из традиционных сельских мест в крупные промышленные центры. Города нового типа - это не средневековые крепости. Это мощные гиганты, поглощающие в себя людские и материальные ресурсы.

Классовое деление общества

Становление индустриального общества в начале 20 века связано с классовым делением общества.

Аграрная модель развития также не знала равенства между людьми. Но в ней существовали сословия, то есть положение в обществе в зависимости от рождения. Невозможен был переход между ними. Например, крестьянин никогда не мог стать дворянином. Редкие случаи, конечно, были, но они составляют исключения из правил.

При классовом делении хоть и наблюдается антагонизм, то есть нетерпимость, конфликт, ущемление в правах, однако переход из одного класса в другой возможен. Рождение уже не играло никакой роли. Даже самый нищий пролетарий мог стать промышленным магнатом, получить политическое влияние и привилегированное положение.

Смена элит

Также индустриальное общество в начале 20 века характеризуется сменой элит.

Как политических, так и экономических. Связано это с тем, что сменился характер войны. Раньше от профессиональных воинов, умеющих мастерски владеть оружием, зависели исходы битв. С появлением пороха, тяжелых пушек, кораблей нужны были деньги на развитие. Теперь любой новичок при помощи ружья мог спокойно застрелить даже виртуозного в боевом искусстве японского самурая. История Япония служит ярким примером. Новые, наскоро собранные полки с мушкетами побеждали в гражданской войне профессионалов с холодным оружием, всю жизнь занимающихся самоподготовкой.

Этот же пример можно привести и в отечественной истории. В начале 20 века все страны мира имели на вооружении рекрутские многочисленные армии с огнестрельным оружие.

в начале 20 века: демографический спад

Развитие науки и техники привело к существенному снижению рождаемости. Это обусловлено тремя причинами:

  • Рынок требует профессиональных людей.

Уже недостаточно иметь руки и ноги, необходимо образование.

Востребованы техники, инженеры. На образование уходит много времени. Женщинам уже некогда рожать по 5-6 детей, как это было ранее, так как на них нужно много времени, что не позволит развиваться профессионально.

  • Отсутствие в необходимости земельного поощрения.

Во многих обществах за количество детей, особенно мужского пола, предоставлялись различные поощрения в виде земельных наделов. С каждым поколением общая их площадь перераспределялась в зависимости от потребностей. Одни люди умирали по причине болезней, эпидемий, войн. Поэтому долгосрочной частной собственности на землю не существовало. Она всегда перераспределялась. От количества детей зависело, какой надел получала семья. Поэтому на подсознательном уровне люди радовались новым членам семьи вовсе не по причине любви к детям, а из-за возможности увеличить наделы.

  • Дети превращаются не в помощников, а в «нахлебников».

Индустриальное общество в начале 20 века (Великобритания, Франция) показывает, что новые члены семьи превращаются в «обузу», иждивенцев.

Ранее детский труд на земле был нормой, а значит, дети не только кормили себя, но и пожилых членов семьи. На земле по своим силам может найти работу любой человек. Те, кто живут в сельской местности, знают, что дети и подростки помогают по хозяйству: пропалывают грядки, поливают огород, присматривают за животными. В городах же их помощь не требуется. Максимум уборка по квартире, которая не приносит дохода.

Формирование потребительского мышления

Индустриальное общество в начале 20 века стало отличаться новым мышлением - потребительским.

Что это значит? Люди начинают производить не средство пропитания на земле, а деньги, на которые это все покупается. На земле лишние продукты не нужны. Зачем производить две тонны картофеля, если на пропитание за год уходит только одна. Продавать тоже бесполезно, так как на земле работают все, поэтому продукция сельского хозяйства никому не нужна. С развитием технологий и переходом на рыночные отношения все меняется. Люди начинают получать деньги за свой труд. Чем больше денег, тем лучше жизнь. В бессмысленно работать больше, чем нужно. В индустриальном - все меняется. Чем успешнее человек, тем больше он может себе позволить: собственный замок, автомобиль, лучшие условия жизни. Остальные начинают также стремиться к богатству. Все хотят жить лучше, чем сейчас. Это и называется потребительским мышлением.

Тема: «Индустриальное общество в начале 20 века».

Задачи: 1. Изучить периодизацию новейшей истории и процессы присущие периодам новейшей истории;

2. сформировать первоначальное представление о масштабах, достижениях и проблемах 20 века;

3. выявить причины важнейших перемен в экономике стран Европы;

4. сформулировать основные черты индустриального общества;

5. развивать умение группировать исторические факты по предложенным критериям и делать обобщающие выводы.

Оборудование: карта «Мир в конце 19 – начале 20 века».

Ход урока.

    Организационный момент.

20 век – близкая история. Изучение которой будет строится не только на материале учебника, но на документах, воспоминаниях участников событий, материалах СМИ.

    Изучение нового материала.

а/ работа с линией времени:

Посмотрите форзац учебника, познакомьтесь с датами 20 века;

Отметьте на линии времени даты: 1917г, 1945г, 1989г.

Какое событие связано с каждой из этих дат. Согласны ли вы с мнением участников европейского семинара учителей, что эти даты являются ключевыми в истории 20 века?

б/ работа с таблицей:

какие технические достижения и открытия имели место в период первой технической революции?

Первая промышленная революция 18-19 вв.

Вторая промышленно- технологическая революция конец19- пер. пол. 20 века.

Третья промышленно-технологическая революция с 70-х гг. 20 века.

Век парового двигателя, машиностроения, домен, ткацкого станка, железной дороги.

Век самолётов, радио, электричества, телефона, автомобиля.

Век микроэлектроники, биотехнологий, информационных технологий.

в/ работа с понятиями, схемами:

Что такое модернизация (работа со словарём учебника).

Не все страны одновременно вступили в процесс модернизации. Назовите наиболее развитые государства.

Эшелоны модернизации:

1 эшелон: страны передовые, индустриальные;

2 эшелон: страны «догоняющего развития»;

3 эшелон: традиционные страны.

Как вы понимаете термин «догоняющее развитие»?

Объясните понятие «традиционные страны».

Назовите страны 1, 2, 3, эшелонов.

В результате промышленно – технологических революций 20 века в обществе произошёл переход от индустриального общества к постиндустриальному.

- дайте определение понятиям: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

Вторая промышленно- технологическая революция.

Сущность.

Ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, техники, технологии. (машиностроение, автомобильная промышленность, электротехническая, нефтехимия).

Причины.

Исчерпаны возможности повышения эффективности производства в рамках прежних научно-технических изобретений. Фундаментальные открытия и изобретения.

Особенности.

Быстрое внедрение новых достижений науки и техники, развитие новых отраслей промышленности.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА:

1.начало массового производства промышленных товаров;

2. концентрация производства и капитала.

3. усиление регулирующей роли государства в экономике.

4. расширение социальных функций государства.

г/ работа в группах:

Отметить особенности развития каждой страны;

К чему может привести неравномерное экономическое развитие?

3. итог урока. Домашнее задание. П.1-2, ответить на вопросы к статистическим таблицам на с.22.

«СССР в послевоенные годы» - Изменения в уставе партии. Задание: какие эмоции вы испытали при чтении текста параграфа? Эпиграф: Задание: рассмотрите советские плакаты, относящиеся к данной эпохе. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. 4. Красная шляпа. 6. Зелёная шляпа. Уничтожение Сталиным возможных конкурентов в борьбе за власть.

«Перестройка» - Лекция 4 Перестройка. Перевод в долларах по курсу Госбанка СССР. Е. Ясин 2010. Вопросы: Вашингтон: Всемирный банк, 1993. Источник: Гайдар, Гибель империи, сс.114-118. Источник: Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Внешняя торговля СССР со странами ОЭСР. Цены на пшеницу на мировом рынке.

«Политика Хрущева» - 1964 – пленум ЦК КПСС. И.И. Иванов Знаменитый механизатор. Начало освоения целины. Тут спорили и вспоминали с благодарностью. « Если бы мы так работали как вы, мы бы в трубу вылетели.» Этап укрупнения колхозов. Производство электроэнергии Добыча нефти в СССР. Ответ аргументируйте. «Портретная галерея».

«Михаил Горбачёв» - Политика. Биография. Карьера. Работу выполнил студент 6 группы 1 курса МЭО, Санько Д.С. Михаил Сергеевич Горбачев.

«Ельцин президент» - Дорогие друзья! Работа по группам: И я не должен мешать естественному ходу истории. Я хочу попросить у вас прощения. Не по моему характеру! Дорогие россияне! За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. Вы заслужили счастье. I этап - Постановка учебной задачи: вступительное слово учителя создание противоречия.

«Культура 20 века» - Основатель: П. Пикассо. Киноискусство. Социалистический реализм. Развитие транспорта и современных средств связи. Рекомендуем прочесть. Экологические проблемы техногенные катастрофы. Американские архитекторы (Райт, Фуллер, Ямасаки). Открытие ядерной энергии. Представители: М. Дюшан, М. Эрнст, Т. Тцара.

Всего в теме 15 презентаций




Средние века Раннее Новое время Период Нового времени Эпоха Возрожд ения Начало Нового времени XV в. н.э. Окончание раннего Нового времени. XVIII в. Завершение Нового времени. Рубеж XIX-XX вв. Традицион- ное общество Переход от традиционного общества к индустриальному Индустриальное общество Новей шее время Задание: нарисовать ленту времени.


Раннее Новое время Период Нового времени Новейшее время Начало Нового времени XV в. н.э. Окончание раннего Нового времени. XVIII в. Завершение Нового времени. Рубеж XIX-XX вв. Постиндуст риальное общество Переход от традиционного общества к индустриальному Индустриальное общество


Основные понятия темы Традиционное общество – общество, для которого характерно преобладание натурального хозяйства, строгая иерархия и следование традициям предков. Индустриальное общество – общество, для которого характерно массовое производство товаров, разделение труда, машинизация и автоматизация производства


Постиндустриальное общество - это общество, для которого характерно развитие энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей. Основные понятия Основные понятия


Сравните данные, приведенные в таблице и сделайте выводы Год Страны Велико британ ия США Герма ния Фран ция Россия Австро- Венгрия Италия Япония,918,513,614,513,214,87,86,86,17,66,86,14,44,74,42,52,52,4-- ок. 1 Доля в мировом промышленном производстве в % стр. 22 ж/у


Год Страны Велико британ ия США Герма ния Фран ция Россия Австро- Венгрия Италия Япония,7441,044,945,662,675,991,997,349,256,064,566,938,338,39,539,7116,8135,6159,3175,142,646,750,852,130,032,234,435,139,943,849,151,3 Население в млн. чел. Сравните данные, приведенные в таблице и сделайте выводы


Эшелоны модернизации Эшелоны модернизации 1. Эшелон – страны старого капитализма(центр) индустриальное общество развивалось эволюционно 2. Эшелон – страны молодого капитализма (срединная зона) модернизация проводилась за счет целенаправленных реформ 3. Эшелон – страны отдаленные от центра, преобладают нормы традиционного общества и процессы модернизации распространялись ограниченно 1 Великобритания, Франция 2 Германия, Италия, Австрийская Империя, США, Россия 3 Латинская Америка, Испания, Португалия








Основные изменения в развитии: Улучшение средств коммуникаций между людьми народами и государствами (развитие транспорта (воздушного), появление радио, телевидения, телефонов, произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен информацией, идеями, культурными ценностями. Ускорилась миграция населения).




Основные изменения в развитии: Повысился уровень доходов население, сократилась продолжительность рабочего дня, труд становился творческим. В развитых странах улучшились условия досуга, доступ к образованию, медицине, участия в общественно-политической жизни.

















Проблемы Футуршок или кризис человека (страх перед будущим, человек теряется в потоках информации, становится очень трудно ориентироваться в повседневной реальности). Кризис человека проявляется в разных формах. А именно: рост психических заболеваний, изучение будущего с помощью магии и гороскопов, а не науки; возникновение массовых нетрадиционных движений.


Вопросы для беседы: 1. Что такое всеобщая история? 2. Чем отличается традиционное общество от индустриального? 3. Какова численность мира к началу XX века? 4. Каковы особенности развития мира в начале XX века? 5. Какие проблемы встали перед человечеством на пороге XIX-XX вв.?


Самостоятельная работа Новые черты в экономике Что это означает? Ускорение развития Вторая промышленно-технологическая революция Формирование индустриального общества завершилось: На путь ускоренной модернизации встали: Началось массовое производство промышленных товаров Усилилась концентрация производства и капитала Усилилась концентрация банковского капитала Формирование финансового капитала Государство вынуждено было проводить антимонопольную политику

Подробное решение параграф § 1 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

1. Назовите причины важнейших перемен в экономическом развитии в начале XX в.

1. Завершение создания системы мировой торговли и почтовой связи.

2. Вторая промышленно-технологическая революция - ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии.

3. Увеличение числа людей занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производстве.

4. Бурное развитие машиностроения, в том числе автомобильной, электрической и нефтехимической промышленности.

5. Конкуренция, которая способствовала внедрению новых технологий.

2. Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?

Технологической зрелости достигли Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия.

На путь ускоренной индустриализации стали Россия, Швеция, Италия, часть Австро-Венгрии, Канада, Япония.

3. Как процессы увеличения занятости в промышленности проходили в различных странах?

Число занятых в промышленности в Великобритании, а затем в США и Германии уже в начале XX в. превысило численность работающих в сельском хозяйстве. Великобритания была впереди всех - 9% населения было занято в сельском хозяйстве в 1911 г. Этот важнейший показатель степени индустриализации страны был иным для Франции и Италии, где большая часть населения продолжала работать в сельском хозяйстве (43% населения во Франции). Около 80% населения России жило сельскохозяйственным трудом.

4. Почему в начале XX в. быстро росли города?

Развитие промышленности требовало большого количества рабочих рук. Начал происходить отток населения из сельской местности в города.

5. Назовите основные черты развития индустриального общества. Обсудите, какие из них были главными и как они были связаны между собой.

Начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства стали в начале века наиболее важными чертами развития индустриального общества.

Развитие промышленности способствовало урбанизации. Конкуренция способствовала развитию и внедрению новых технологий. Основными потребителями промышленных товаров были жители города. Для удовлетворения спроса начинается массовое производство промышленных товаров. Массовое производство привело к концентрации производства, что приводило к производству стандартизированной унифицированной продукции. Крупные банки обслуживали промышленные предприятия, которым были необходимы инвестиции. Государственное регулирование появилось в результате концентрации производства: руководители корпораций и трестов искусственно завышали цены, ограничивали конкуренцию для получения большей прибыли. Государство путем принятия соответствующих законов начинает регулировать отношения в экономике, участвовать в разрешении конфликтов между рабочими и нанимателями.

6. Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в.?

В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах - лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах, в США их уже миллионы. Америка была охвачена бумом строительства небоскребов. В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен. Миллионными тиражами издаются газеты. На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей. В годы Первой мировой войны ежегодное производство автомобилей уже измеряется миллионами штук.

7. Каковы причины процессов концентрации в экономике? Как они протекали в различных странах?

Концентрация производства была вызвана конкуренцией, концентрация капитала – необходимостью финансирования развивающей промышленности.

Концентрация шла неодинаковыми темпами в разных странах и приобретала различные формы. В США это были корпорации, тресты, контролировавшие значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. В рамках треста объединялись отдельные предприятия, которые становились держателями части акций единого треста. Так происходила концентрация промышленного капитала. В европейских странах, и прежде всего в Германии, концентрация в экономике проходила в форме создания координирующих структур, определявших общие правила поведения на рынке,- синдикатов и картелей. Синдикаты обеспечивали возможности прежде всего сбыта однотипной продукции большого числа различных предприятий.

В начале XX в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие предприятия.

Начался настоящий бум создания крупных акционерных обществ. Около трети всех предприятий в США были акционерными обществами. Фондовая биржа, где продавались и покупались акции предприятий, стала регулятором экономического развития.

8. Чем была вызвана к жизни антимонопольная (антитрестовская) политика? Каковы ее цели?

Некоторые тресты начали самовольно завышать цены на свои товары или услуги. Установленные по сговору цены ограничивали конкуренцию.

В США были приняты антитрестовские законы. В результате ряд трестов был расформирован, в том числе и гигантский нефтяной трест Рокфеллера - «Стандарт ойл компани» - в 1911 г. Железнодорожные тарифы не могли быть подняты выше того предела, который отныне устанавливало правительство. Антимонопольное законодательство США имело целью регулирование конкуренции, создание возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков.

9. Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в.? Каковы главные направления государственного регулирования?

К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Идеи классического либерализма о невмешательстве государства в экономику пришлось оставить прошлой эпохе. Постепенно (с конца XIX в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества, т. е. те базовые системы, которые обеспечивают все отрасли экономики и сами условия жизни общества: транспортная система - дороги, финансовая система - стабильная национальная валюта, энергетическая система - производство электроэнергии, социальная система - социальное страхование, образование, медицина и т. д. Важной сферой государственного регулирования становится антимонопольное законодательство и охрана природы.

Государство путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей. Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами. Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

10. Расскажите об основных направлениях социальных реформ в начале XX в.

К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Начала складываться система помощи малоимущим. Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих (в Великобритании - для горняков, работающих в ночную смену). Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд, были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Однако возраст для получения пенсий был установлен высокий - с 70 лет, во Франции - с 65 лет. Пенсионное страхование для всего населения страны было введено в 1913 г. только в Швеции. В США реформы, предусматривающие ограничение труда женщин и детей, установление 8-часового рабочего дня, действовали лишь в некоторых штатах.

Важным направлением в социальной политике индустриальных стран стало развитие образования, науки, здравоохранения. В странах с католическими традициями, прежде всего Франции, Италии, Испании, в начале века был ликвидирован контроль церкви над школьным образованием. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы.

11. Какие два пути открывались перед индустриальными странами в начале XX в.?

В начале XX в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала. Один путь - социальные реформы, перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды и т. д. Другой путь - военная и внешнеэкономическая экспансия, милитаризация. Такой путь избрали Германия, Япония. В канун войны все ведущие индустриальные страны (кроме Швеции, США и др.) были вовлечены в гонку вооружений

ЕДИНСТВО МИРА И ЭКОНОМИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В НАЧАЛЕ XX в.

Вопросы и задания к таблицам.

1. Как менялось соотношение сил между ведущими индустриальными державами?

В промышленном производстве ведущие позиции к 1913 г. стали занимать США и Германия. Им уступили Англия и Франция, объемы производства которых снизились. Россия незначительно увеличила объемы промышленного производства. Австро-Венгрия и Италия остались на прежнем уровне.

2. Какие страны вышли на первые места в индустриальном развитии в начале XX в.?

США и Германия.

3. Составьте список стран в соответствии с местом, которое они заняли накануне Первой мировой войны по уровню экономической мощи (в порядке убывания).

США, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

4. Какие страны стали отставать в своем развитии?

Великобритания, Франция. Незначительно Италия.

5. В каких странах население росло наиболее быстрыми темпами?

США, Россия,

6. В каких странах рост населения замедлился?

Великобритания, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

1. Назовите главные причины формирования единой мировой экономики и мировой торговли в начале XX в.

1. Формирование системы мировой торговли.

2. Вывоз капитала.

3. Действие золотого стандарта.

4. Появление новых средств связи.

2. Почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, приступили к широкому вывозу капитала?

Появление филиалов предприятий в других странах способствовало расширению рынка сбыта производимых товаров. А денежные займы другим государствам увеличивали капитал кредиторов.

3. Какие причины обусловили рывок в экономическом развитии США в начале XX в.?

1. Большой и растущий внутренний рынок, который создавал условия для постоянного увеличения производства промышленных и сельскохозяйственных товаров.

2. Бум рождаемости и огромный приток населения из-за океана.

3. Отсутствие традиций всевластия чиновников и жесткой регламентации экономической и общественной жизни.

4. Сложившаяся традиция причастности населения ко всему, что происходит – от строительства дорого и жилья до формирования структур местной власти и их полномочий.

4. Выделите главные факторы, которые способствовали бурному экономическому росту в Германии.

1. Объединение страны, которые привело к формированию большого внутреннего рынка.

2. Быстрыми темпами росло население.

3. Присоединение Эльзаса и Лотарингии, богатых железной рудой.

4. Курс на милитаризацию и заказ государства на производство вооружений.

5. Отсутствие колоний, что заставляло сфокусироваться на развитии внутреннего рынка.

6. Патриотический подъем, трудолюбие, дисциплинированность.

5. Почему Великобритания стала отставать от растущей мощи Германии в начале XX в.? Что мешало, а что помогало развитию британской экономики?

Экономика Великобритании зависела от ресурсов колониальной империи и ее внутреннего рынка. Скопившийся капитал был направлен на экспорт, а не на развитие промышленности. А также поступление на внутренний рынок более дешевых товаров из-за границы привели к отставанию экономики страны. Германия сосредоточилась на развитии внутреннего рынка.

Однако, наличие колоний предоставляло доступ к природным ресурсам, что подпитывало экономику Великобритании. Также наличие крепкой валюты способствовало экспорту капитала. Британская экономика была построена на широких взаимосвязях с заморскими рынками.

6. Назовите причины отсутствия динамизма во французской экономике в начале XX в. Обсудите, какие из них были главными.

Главные причины отставания Франции были вызваны спецификой ее экономического развития. Франция в начале XX в. была страной мелких собственников в городе и деревне. Преобладание аграрного населения и медленные темпы формирования широкого слоя покупателей массовых товаров - жителей городов - сказывались на экономическом развитии. Налицо была узость внутреннего рынка. В то же время крупный банковский капитал, имевший давнюю традицию во Франции, был оторван от капитала промышленного. Промышленники руководствовались лозунгом «Производить мало, но дорого». А банкиры предпочитали вкладывать деньги за рубежом в виде займов правительствам различных стран, среди которых была и Россия. Такие вложения считались более надежными по сравнению с вложениями капитала в производство.

7. В чем отличия экономического развития Австро-Венгрии и Италии от других великих держав?

В отличие от других ведущих стран Европы, она была многонациональным государством. Нарастание межнациональных противоречий ослабляло австро-венгерскую монархию. В австрийских, чешских и отчасти венгерских землях начались процессы ускоренной индустриализации. В то же время в сельскохозяйственных районах украинских, словацких, хорватских, румынских земель царили застой и нищета. В отдельных сельских регионах сохранялись полуфеодальные отношения.

8. Почему из Италии и Австро-Венгрии в начале XX в. выезжали миллионы людей?

Разница в развитии регионов: В Италии южные регионы были беднее, в Австро-Венгрии - сельскохозяйственные районы украинских, словацких, хорватских, румынских земель. Царившая в этих регионах нищета заставляла людей выезжать в другие страны. В Австро-Венгрии этому способствовали и национальные притеснения.

Новое на сайте

>

Самое популярное