Домой Рефинансирование Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности. Мировой опыт обеспечения экономической безопасности государства Экономическая безопасность предприятия за рубежом

Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности. Мировой опыт обеспечения экономической безопасности государства Экономическая безопасность предприятия за рубежом

Международные и российские подходы к понятию «экономическая безопасность»

Зарубежные концепции экономической безопасности.

Как уже отмечалось, впервые в политический лексикон понятие «национальная безопасность» ввел в 1904 г. американский президент Т. Рузвельт. А в 1934 г., в период самого мощного экономического кризиса в истории США - «Великой депрессии», - другой президент США, Ф. Д. Рузвельт (1882- 1945) впервые употребил термин «национальная экономическая безопасность» (national economic security). Он обратился с посланием к нации, получившим название «Новый курс» {New Deal), и этот новый курс был призван вывести страну из экономического кризиса. Для координации и контроля «Нового курса» был создан специальный правительственный орган - Комитет по экономической безопасности {Committee on Economic Security, CES), начавший функционировать в июне 1934 г.

Уже через полгода CES разработал первую в истории США комплексную программу социального страхования, которая стала основой для принятия Закона о социальном обеспечении {Social Security Act). При этом в данном законе термин security трактуется не как «безопасность», а как «обеспечение». Это связано с различными смыслами, которые вкладываются в английском языке в понятие security. К примеру, в другом законе, о национальной безопасности {Homeland Security Act), данное понятие уже трактуется как «безопасность».

В то же время до сих пор официально декларируемого определения экономической безопасности в законодательных документах США нет. В определенной степени подход американской администрации к пониманию национальной экономической безопасности можно представить но ее трактовке одним из ведущих «фондов и мозговых трестов» {think tanks) США - корпорации RAND, которая дает следующее определение экономической безопасности: «Способность защитить или укреплять экономические интересы США но отношению к событиям, процессам или действиям, которые могут угрожать этим интересам или препятствовать им... Эти угрозы или препятствия могут быть иностранного или внутреннего происхождения, умышленными или неумышленными последствиями деятельности человека или природы» 1 .

Некоторые американские ученые при анализе безопасности в экономической сфере стремятся делать акцент на социально-экономических, а не военных и политических ее компонентах. Так, известный экономист Джонатан Киршнер для фиксации внимания на внутренних аспектах формирования единства концепции национальной безопасности и экономической политики даже вводит в обиход новую категорию «национальная жизнеспособность» {national vitality), в которой важнейшим качеством выступает эффективность решения обществом своих экзогенных экономических проблем .

Однако правительство и большинство американских исследователей при анализе национальной экономической безопасности все же основное внимание уделяют внешним угрозам и способности США обращать тенденции, складывающиеся в международной экономике, в свою пользу.

С этой точки зрения необходимо использовать любые рычаги (экономические, политические, информационные, психологические и даже военные) для установления господства США в мировом экономическом пространстве, что, в свою очередь, подразумевает необходимость обеспечения возможности обладания соответствующими ресурсами. Только за счет внешнеторговых механизмов получить доступ к таким ресурсам невозможно. Отсюда - гегемонистское содержание и направление концепции национальной экономической безопасности США. Ни одна другая страна в мире использовать подобный подход в отношении своей экономической безопасности не может.

В Японии, которая почти полностью зависит от импорта по большей части необходимого ей топлива и сырья обеспечение экономической безопасности основано на поддержании бесперебойных поставок соответствующих ресурсов. При этом в качестве основного условия такой безопасности японцы рассматривают сохранение глобальной экономической и политической стабильности на основе функционирования системы свободной и взаимовыгодной торговли со всеми заинтересованными странами.

Подобного подхода при обеспечении своей экономической безопасности придерживаются на Тайване, в Южной Корее, Израиле и в большинстве стран Европы (с коррекцией на общеевропейские правила).

В Китае также придают большое значение стабильным поставкам в страну ресурсов, конкурентоспособности собственных товаров и защите от турбулентности мирового экономического развития. В то же время специфика китайского подхода к обеспечению национальной экономической безопасности - концентрация внимания руководящих органов на вопросах обеспечения экономического суверенитета через выстраивание в ряде отраслей протекционистских и полупротекционистских барьеров с целью ограничения дестабилизационного влияния иностранного капитала и особенно западных транснациональных корпораций (ТИК). Подобного подхода придерживается и большинство китайских экономистов, в том числе и известный специалист в области экономической безопасности Цзян Юн (Jiang Yong ), по мнению которого, в основе безопасности экономики лежат «конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет» (competitiveness and independent economic sovereignty). При этом он особо указывает на необходимость укрепления финансовой безопасности и настаивает на ужесточении надзора за зарубежными операциями китайских банков .

В целом можно констатировать, что за последние 10-15 лет область исследования проблем безопасности среди зарубежных ученых все больше смещается с проблематики международных отношений и мировой политики в сферу экономики. Развиваются и актуализируются исследования проблем формирования экономических межотраслевых альянсов и нарастания конфликтности их поведения в процессах обеспечения экономической безопасности национальных государств в контексте усиления политических и идеологических аспектов глобализации.

В международных документах термин «экономическая безопасность» получил официальный статус 17 декабря 1985 г., когда на 40-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность» (документ ООН A/RES/40/173). В нем было отражено стремление ООН к построению такой микроэкономической системы, когда «общие усилия по созданию справедливых и взаимовыгодных международных экономических отношений способствовали бы экономическому благосостоянию каждого государства и установлению нового международного экономического порядка».

В 1986 г. Генеральная ассамблея ООН в одноименной резолюции «Международная экономическая безопасность» (документ ООН A/RES/42/165) попросила Генерального секретаря ООН провести консультации по вопросу о принципах международной экономической безопасности с представителями различных регионов и представить выводы по данному вопросу. Результатом консультаций стала публикация в 1987 г. секретариатом ООН доклада «Концепция международной экономической безопасности» (документ ООН А/42/314). В нем констатировалось, что, поскольку международная экономическая безопасность тесно связана с другими видами безопасности, представляя собой сложную концептуальную конструкцию, возникают значительные трудности с ее точной понятийной идентификацией. Поэтому ее рассмотрение должно осуществляться в широком контексте, включающем все основные глобальные тенденции современности.

В 1994 г. в докладе «Отчет по человеческому развитию», ежегодно подготавливаемом в соответствии с Программой развития ООН, все внимание было уделено проблеме экономической безопасности, которая стала пониматься через призму безопасности человека как интегрального понятия, имеющего универсальный характер. Таким образом, эксперты ООН предложили пересмотреть подход к анализу экономической безопасности путем смещения внимания от безопасности стран, территорий и альянсов к всеобъемлющей и универсальной концепции безопасности человека. Последняя стала тем фундаментом, на котором, в соответствии с резолюцией 1985 г. «Международная экономическая безопасность», ООН и предполагала приступить к «установлению международного экономического порядка».

Поскольку составляющие безопасности человека взаимозависимы, угроза нарушения ее в каких-то странах и регионах может привести к развитию угроз безопасности людей в других странах и регионах, что, в свою очередь, может вызвать цепную реакцию конфликтов между всеми. Поэтому проще обеспечить безопасность человечества путем применения ранних превентивных мер, чем позднего вмешательства.

С целью создания в рамках реформирования ООН превентивного институционального механизма по «установлению международного экономического порядка», разработка которого резко активизировалась после распада СССР, было решено поставить в центр реконструированного ООН новый высший экономический орган - Совет экономической безопасности (СЭБ). Проект наделял СЭБ рядом серьезных полномочий. Несмотря на официально провозглашенную юридическую необязательность его решений, предполагалось, что совет возглавит «политическое руководство» процессом формирования международного консенсуса в экономической, социальной и экологической областях. Совет экономической безопасности, разумеется, не был готовым проектом «мирового правительства» в чистом виде, но четко указал бы вектор движения именно в этом направлении.

До появления этого института будущие обязанности СЭБ частично выполняла Комиссия ООН по устойчивому развитию. В центр внимания и деятельности комиссии был официально поставлен «учет взаимосвязанности экономических, социальных и политических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях».

Однако по каким-то причинам в 1997-1998 гг. произошла трансформация всего глобального плана, связанная с переходом от централизованного варианта глобального управления в главе с Советом экономической безопасности, ко второму - децентрализованному, сетевому: если первый вариант создания субъекта глобальной власти в лице СЭБ планировался внутри ООН, то второй, предполагавший сетевую децентрализацию этого субъекта, был выведен за пределы организации. Именно тогда существующие межправительственные институты - Группа восьми, конференции ООН по окружающей среде и (устойчивому) развитию - принялись либо делиться своими полномочиями, либо передавать их начавшим появляться новым структурам - всемирным саммитам по Целям развития тысячелетия, Группе двадцати, форумам мировой политики.

Результатом проведенной в 1997-1998 гг. коррекции «глобального плана», проявившегося в отказе от проекта СЭБ и передаче интеграционной инициативы в руки паллиативных институтов - Всемирного банка, частно-государственных (корпоративных) научно-исследовательских учреждений и региональных организаций. Помимо региональных экономических комиссий важнейшее место в рамках «превентивного» подхода к урегулированию конфликтов заняли политические и военно-политические институты Запада - Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Европы, Европейский союз (ЕС), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

На таком фундаменте в 2000 г. начала выстраиваться стройная и разветвленная сеть глобальных институтов, представляющих собой паллиативную по отношению к СЭБ децентрализованную модель глобального управления. Был избран межправительственный, реализуемый с помощью раздвоенного института всемирных саммитов организационный принцип. Одна ветвь - конференции ООН по окружающей среде и (устойчивому) развитию - составляет фундамент глобального экономического управления, а вторая, во главе с всемирными саммитами по Целям развития тысячелетия, - глобального политического управления.

  • Neu С. R., Wolf С. Jr. The Economic Demensions of National Security. : RAND, 1994.P. 11.
  • Kirshner J. Political Economy in Security Studies after the Cold War // Review ofInternational Political Economy. 1998. № 1 (5). P. 78.
  • См.: YongJ. Economic Security: Redressing Imbalance // China Security. 2007. № 2 (3).
  • Паллиативный - временно или частично обеспечивающий выход из затруднительногоположения. Термин пришел из медицины, где паллиативным называется средство, облегчающее, но не излечивающее болезнь.
Экономическая безопасность предприятия Фирсова Олеся Артуровна

Введение

Введение

В настоящее время, в условиях выхода экономики государства из периода депрессии, достижение стабильности функционирования субъектов предпринимательской и других видов деятельности является наиболее актуальной и важной задачей.

Для решения её немаловажную роль играет обеспечение экономической безопасности этих субъектов.

На экономический рост предприятия может оказывать влияние различные факторы. Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства.

Экономический рост – тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д. Экономическая ситуация в государстве, кроме ряда прочих факторов, находится в зависимости от способности соответствующих государственных органов обеспечить как экономическую безопасность государства, так и хозяйствующих субъектов – предприятий, В то же время хозяйствующие субъекты, регионы страны, предприятия различных отраслей экономики должны прилагать собственные усилия для обеспечения своей экономической безопасности Экономическая безопасность – одна из составляющих обще го понятия «безопасность». Любой ущерб рано или поздно может получить оценку в денежном выражении, то есть может быть, выделена чисто экономическая составляющая ущерба.

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

За рубежом проблеме безопасности бизнеса традиционно придается большее значение, так как опыт хозяйствования в условиях рыночной экономики у развитых зарубежных государств гораздо богаче, нежели у России. Это объясняется тем, что российская экономика отличается от стабильно и поступательно развивавшихся экономик развитых стран.

Руководитель предприятия (фирмы), предприниматель, осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики, испытывают ежедневный пресс со стороны конкурентов в борьбе за новых потребителей, за новые рынки сбыта, за качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Соревнование конкурентов вынуждает их постоянно заботиться о повышении эффективности производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности, снижении затрат, защите своих коммерческих секретов, способных за счет увеличения производительности и лучшего управления обеспечить стабильную финансовую устойчивость предприятия, что в свою очередь определяет их экономическую безопасность.

Задачи курса:

– определение понятия и сущности экономической безопасности;

– определение основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

– характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;

– анализ основных показателей экономической безопасности России и регионов;

– выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности России на современном этапе развития.

– формулировка принципов обеспечения экономической безопасности предприятий на основе моделирования отдельных процессов деятельности предприятий;

– исследование отраслевые особенности экономической безопасности предприятий;

– предложение механизма реализации комплексного подхода к организации деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– обозначение направления развития деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий;

– формирование мотивации к созданию системы единого алгоритма действий в случае возникновения внешней и внутренней опасности.

Целевая аудитория курса:

– Владельцы предприятий и организаций;

– Руководители служб безопасности;

– Руководители предприятий и организаций;

– Управляющие различных уровней, специалисты в области безопасности, управления, экономики, и финансов, учета, аудита, контроля.

Скорее всего, многие согласятся с тем, что совершенно безразлично, будет ли предприятие разорено бандитами, вымогателями, штрафами налоговой инспекции, либо в результате недобросовестных действий деловых партнеров, конкурентов или собственного персонала. В любом случае оно может прекратить свое существование. Следовательно – речь надо вести об обеспечении безопасности деятельности организации.

Обеспечение безопасности необходимо для любых организаций, независимо от форм их собственности, начиная от государственных организаций и заканчивая маленькой палаткой, занимающейся розничной торговлей. Различие будет состоять лишь в том, какие средства и методы и в каком объеме требуются.

Конечно, о чем бы мы ни говорили – какие меры безопасности ни рассматривали, так или иначе, все направлено на обеспечение экономической стабильности в деятельности предприятия.

Однако, достижение этой стабильности невозможно без анализа всех сторон деятельности предприятия.

В настоящее время положение дел в вопросах обеспечения безопасности и устойчивого функционирования хозяйственно-финансовых процессов в сфере предпринимательства весьма и весьма сложное. Отставание в разработке законодательства, регулирующего область развивающегося предпринимательства, неразбериха в сфере правоприменения и абсолютная рассогласованность действий различных государственных институтов сопровождаются ростом коррупции и криминала.

В этих условиях криминализируется и сама предпринимательская деятельность. Ее цель – извлечение прибыли с использованием незаконных методов и средств. Применительно к трем основным сферам предпринимательства (торговля, финансы, производство) общими для них негативными проявлениями являются уклонение от налогов, недобросовестная конкуренция, обман партнеров и клиентов и другие.

Сложившаяся ситуация в сфере предпринимательства и особенно в сфере малого бизнеса остро ставит проблему обеспечения безопасности и защиты интересов предпринимательства.

Обеспечение безопасности бизнеса не является исключительной прерогативой какого-либо одного отдела, службы или группы лиц. Она должна поддерживаться всей внутренней структурой предприятия, начиная от руководства и заканчивая рядовыми работниками, всеми звеньями и структурами объекта.

Обеспечение безопасности не может быть одноразовым актом. Это непрерывный процесс, заключающийся в поиске, обосновании и реализации наиболее рациональных методов, способов и приемов обеспечения безопасности, своевременном выявлении потенциальных угроз безопасности объекта.

Безопасность может быть обеспечена лишь при комплексном использовании всего арсенала сил и средств защиты, а также понимания важности вопросов обеспечения безопасности во всех структурных подразделениях объекта. Наибольший эффект достигается тогда, когда все используемые средства, методы и мероприятия объединяются в единый целостный механизм – комплексную систему безопасности , необходимым элементом которого является подготовка персонала и соблюдение им всех установленных правил по обеспечению безопасности.

Также комплексная система безопасности не может обеспечить требуемый уровень безопасности объекта без надлежащего уровня управления системой безопасности .

Управление безопасностью бизнеса (компании, фирмы, предприятия) – многоступенчатый процесс, включающий:

Анализ экономических и правовых особенностей бизнеса;

Оценка бизнеса;

Аудит системы безопасности;

Анализ затрат на обеспечение безопасности бизнеса;

Разработку стратегии обеспечения безопасности;

Реализацию стратегии обеспечения безопасности;

Мониторинг тенденций развития бизнеса с целью совершенствования средств и методов его защиты;

Обучение основам личной безопасности сотрудников предприятия;

Оказание юридической помощи и экономических консультаций в реализации проектов предпринимательства.

Что же следует понимать под безопасностью предприятия, из чего она собственно состоит, и какие вопросы требуют повышенного внимания?

Безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Подобная защищенность достигается применением комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера.

Существующее мнение о том, что безопасность – это, прежде всего, физическая защищенность, не совсем верно. Безопасность предпринимательской деятельности сегодня – это не только автомат и бронестекло автомобиля, а, прежде всего, это вычисление и всесторонний анализ угроз деятельности предприятия; прогноз и создание систем и мер защиты и минимизации коммерческих рисков.

Под угрозой безопасности предприятия следует понимать потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить его устойчивость и развитие или привести к остановке его деятельности. При этом угрозами считаются не только такие очевидные факты, как, например, посягательство на личность: грабеж, рэкет или физическое насилие, то есть те, которые носят явно криминальный характер, но и такие неочевидные как: недобросовестность деловых партнеров и некомпетентность персонала, необоснованные претензии налоговых либо правоохранительных органов и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Экономическая безопасность в современном мире представляет собой сложную многоуровневую систему (см. рис. 1), построенную по принципу глобальности охватываемых проблем:

1 уровень Мировое хозяйство

2 уровень Государство

3 уровень Регион (город, район)

4 уровень Предприятие (организация)

5 уровень Личность

Эффективное функционирование этой системы предполагает:

Определение базовых угроз экономической безопасности для системы;

Разработку критериев экономической безопасности системы в целом;

Установление специфических угроз экономической безопасности на каждом уровне;

Разработку специальной подсистемы критериев экономической безопасности на каждом уровне;

Формирование базовых составляющих системы в целом и на отдельных уровнях. 1

Постановка и определение стратегической цели экономической безопас-

ности не станут действенным инструментом политики и целенаправленных действий, если не будут конкретизированы соответствующие задачи и меры по ее обеспечению. В этой связи государство должно осуществить комплекс мер прежде всего по выводу экономики из кризиса, что явится гарантией экономической безопасности страны. Причем реализовываться эти меры должны во всех сферах экономики. Это значит, что реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере и продолжения институциональных преобразований.

Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика – категории и инструменты государственного регулирования экономики, которые должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны стратегия экономической безопасности является частью экономической политики, отражая ее стратегические целевые ориентиры желаемого качества регулируемой макроэкономической системы. С ругой стороны, оценки количественных параметров, характеризующих желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны ухудшить (снизить) уровень экономической безопасности.

Многие страны разрабатывают стратегии экономической безопасности. Например, в США в качестве главной задачи и конституционной обязанности президента в области национальной безопасности ставится защита населения страны, ее территории и образа жизни американцев. Эти базовые элементы национальной безопасности не носят чисто экономического характера, но тем не менее экономика здесь занимает ключевое место: необходимо ее оживлять, повышать конкурентоспособность продукции, открывать новые рынки, создавать новые рабочие места. В начале 1990-х годов администрация США впервые разработала экспортную стратегию, включающую 65 конкретных рекомендации по стимулированию расширения экспорта американских товаров. В 1999г. подготовлена «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия». В ней, как и прежде, помимо укрепления безопасности, понимаемой как боеготовности армии, поддержка демократии в других странах, в качестве основной выдвигается задача содействия экономическому процветанию Америки. А в Китае, например, наряду со стратегическим планированием широко используются институты рыночной экономики. Китай, сохраняя свою философско-культурную самобытность, вовсе не отрицает европейские ценности рыночных отношений, а применяет их в адаптированном варианте с учетом специфики своей стороны. Несмотря на благоприятные экономические индикаторы руководство страны придает очень серьезное значение проблеме экономической безопасности 1 .

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые на федеральном уровне, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической деятельности Российской Федерации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, переступив которые общество может вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов; деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики 1 .

Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны. Такая работа проводится во многих странах мира, а для России она играет осо-

бое значение в связи с возрастанием роли и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и глубине охвата объектов наблюдения, качества информации и т.д.

Что касается оценки пороговых и фактических значений показателей безопасности экономики, то это относительно новое направление исследований в отечественной экономической науке. Для реализации стратегических целей и решения задач количественные критерии, позволяющие судить об уровне опасности или безопасности экономики. Такими критериями являются количественные параметры, или пороговые значения, состояния экономики. приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о настроении угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически о реальном подрыве экономической безопасности.

Важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности является деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Современное социально-политическое положение России определяет исключительную актуальность постоянной государственной деятельности в этой области.

Кроме реализации механизма укреплению экономической безопасности могла бы способствовать также деятельность в следующих направлениях:

1. В экономической сфере в целом:

Гарантированное обеспечение снабжения страны основными продовольственными товарами за счет внутреннего производства;

Упорядочение экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов различных регионов страны в интересах повышения устойчивости функционирования национального хозяйства;

2. Во внешней торговле и внешнеэкономической деятельности:

Сочетание в торговой политике курса либерализации с совершенствованием механизма государственного регулирования импорта и экспорта в соответствии с общепринятой международной практике;

Расширение экономического сотрудничества на многосторонней основе;

Выполнение программы развития экспорта в целях совершенствования товарной структуры с ориентацией на расширение ассортимента и повышение степени переработки вывозимой продукции;

Развитие экспорта услуг при использовании большого интеллектуального потенциала России;

Содействие рассредоточению внешних рынков сбыта и источников снабжения по основным экспортным и импортным товарам при одновременном предпочтении в торговле надежным странам;

3. В области международного инвестиционного сотрудничества:

Совершенствование государственного регулирования притока иностранного капитала;

Систематическое отслеживание деятельности иностранных и современных предприятий с точки зрения выполнения ими требований национального законодательства и принятых при их создании обязательств;

Применение достаточно эффективных санкций против таких предприятий в случае нарушения ими законодательства и обязательств;

Корректировка соответствующих нормативных документов;

4. В валютно-финансовой сфере:

Преодоление кризиса внешней платежеспособности и сбалансирование внешнеэкономических расчетов страны при ограничении роста задолженности и принятии мер по прекращению оттока капиталов из России;

Поддержание на определенном уровне запасов золота, свободно конвертируемой валюты и других ликвидных ценностей;

Упорядочение кредитно-финансовых отношений с зарубежными странами.

Можно полагать, что большинство мер по обеспечению экономической безопасности России, предусмотренных в программе до 2010г., будут реализованы. Лишь в этом случае каждая из этих мер найдет свое место в решении главных социально-экономических задач, станет ясно, зачем она проводится, что дает стране. Некоторые же меры, как бы они ни были привлекательны с позиций общей рыночной модели, если они противоречат достижению намеченных параметров социально-экономического развития, то могут и подождать. Не экономика и люди для реформ, а реформы для людей и экономики. Только в такой политике залог экономической безопасности страны.

Заключение

Национальные интересы России, как и любой страны, включают основополагающие цели: государственная независимость и процветание народа, защита и благополучие территории его жизнедеятельности, сохранение и развитие культурно-духовных ценностей. Сегодня экономическую безопасность следует рассматривать как важнейшую систему экономики, которая определяет способность реализации национально-государственных интересов независимо от «форс-мажорных» ситуаций, устойчивую, стабильно развивающуюся дееспособность хозяйствующих субъектов, достойные условия жизнедеятельности населения, устранение возникающих угроз. Это относится как к внутренней, так и к внешнеэкономической деятельности.

Важнейшим условиям реализации национальных интересов в этой области является переход экономики на модель устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов.

В России имеется разветвленная система институтов обеспечения экономической безопасности. Для эффективности и действенности ее функционирования нужна отлаженная организационная концепция, действенные инструменты регулирования и координации, способность к саморазвитию и самокоррекции.

В целом правительство страны поддерживает экономическую безопасность на достойном уровне. Но экономика наряду с мерами осуществляемыми государством, должна защищать себя сама высокой производительностью труда, качеством продукции, конкурентоспособностью и т.д.

Делая вывод из проделанной работы, можно утверждать, что экономическая мощь, стремление к освоению новых рынков, активная наступательная позиция по всем азимутам и сферам российских национальных интересов должны быть долгосрочными приоритетами экономической безопасности российского государства. Утверждение России в качестве полноправного члена мирового сообщества, формирование свободных от конфронтации отношений с ведущими странами Запада, ее вхождение в международные экономические организации должны происходить без какого-либо ущемления ее национально-государственных интересов; на фоне реинтеграционных процессов на всем постсоветском пространстве Евразии и параллельно с восстановлением ее статуса как мировой экономической державы.

Список литературы

    Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). // Достижения науки и техники в АПК. – 1997. - №2. – С. 43.

    Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: Очерки. – М.: Наука, 2002. – С. 6.

    Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу. // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - №10.

    Буруев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности. // Финансы. – 2003. - №8. – С.54.

    Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны? // Российский экономический журнал. – 1997. - №9.

    Дугин А. Евразийство: от философии к политике. – Независимая газета. – 2001. – 30 мая. – С. 8.

    Иванов Е. Экономическая безопасность России. // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - №11. – С.

    Константинов Г.А. Обеспечение экономической безопасности правового государства: теоретико-методологические проблемы. // Власть и управление. – 2002. - №2. – С. 11.

    Корков Г.В. Экономическая безопасность России. М.: ВНИИВС, 1996. Гл. 1. – С. 213.

    Маглакелидзе Т. Некоторые проблемы экономической безопасности. // Финансы. – 2003. №8.

    Маглакелидзе Т. О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности. // Общество и экономика. – 2001. - №1. – С. 110.

    Наздратенко Е. Состояние рыбохозяйственного комплекса: угрозы экономической безопасности страны и пути их нейтрализации. // Российский экономический журнал. – 2002. - №2.

    Назаренко В. Задачи восстановления АПК и продовольственная безопасность России. // Российский экономический журнал. – 1999. - №5 – 6.

    Петренко И.Н. О причинах актуализации исследований экономической безопасности России. // Российский экономический журнал. – 2003. - №3. – С. 87.

    Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «Маркетинг ДС», 2002; - С. 61.

    Потрубач Н.Н., Цыбин И.С. Налоговая составляющая экономической безопасности России. // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №3. – С. 146.

    Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. – 2001. - №8. С. 72.

Таблица 2.

Взаимодействие основных индикаторов экономической безопасности

Таблица 3

Сопоставление фактических и прогнозных индикаторов экономической безопасности России с их пороговыми значениями

Объем ВВП, млрд.руб. а

Сбор зерна (млн.т.)

Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП.

Расходы на оборону, в % к ВВП

Доля затрат на гражданскую науку, в % к ВВП.

Доля инновационной продукции в % ко всей промышленной продукции

Доля населения с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума, % ко всему населению.

Уровень монетаризации (М2 на конец года в % к ВВП).

Внешний долг, % к ВВП.

Уровень инфляции, в %

Продолжение таблицы 3

Пороговые значения индикаторов экономической безопасности

Уровень пороговых значений индикаторов экономической безопасности

Уровень индикаторов до кризиса

Уровень индикаторов в год кризиса (конец 1998г.)

Уровень индикаторов в 2000 году

Уровень индикаторов по прогнозу и бюджету на 2001 год

Объем золотовалютных резервов, млрд. долл.

Внутренний долг, в % к ВВП.

Дефицит федерального бюджета в % к ВВП.

Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (раз)

а Пороговые значения рассчитаны в ценах 1998 г.

б В числителе пороговое значение в ценах 1998 г., в знаменателе – в ценах 2001 г. с учетом погодовых индексов-дефляторов. 1998-2001 гг. – в текущих ценах соответствующего года.

в В весе до обработки.

г В сравнении с величиной прожиточного минимума, используемого до 2000 г. 1999 – 2001 годы – в сравнении с прожиточным минимумом, установленным в 2000 г.

д Июнь 2000 г.

1 Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «Маркет ДС»; 2002; Маглакелидзе Т. Некоторые проблемы Экономической безопасности. // Финансы. – 2003. - №8; Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу. // МЭМО. – 2002. - №10 и другие.

2Гумеров Р. Как обеспечить продовольственную безопасность страны?//РЭЖ. – 1997. - №9; Назаренко В. Задачи восстановления АПК и продовольственной безопасности Росс. // РЭЖ. – 1999 - №5-6; Назаренко Е. Состояние рыбохозяйственного комплекса: угрозы экономической безопасности страны и пути их нейтрализации // РЭЖ. – 2002. - №2.

1 Петренко И.Н. О причинах актуализации исследований экономической безопасности России. // Российский экономический журнал. – 2003. - №3. – С.87.

1Т. Маглакелидзе О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности. // Общество и экономика. – 2001. – №1. – С. 110.

1Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности. // Финансы. – 2003. - №8. – С. 54.

1Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: Очерки. – М.: Наука, 2002. – С. 6.

1Константинов Г.А. Обеспечение экономической безопасности правового государства: теоретико-методологические проблемы. // Власть и управление. – 2002. - №2. – С. 11.

2 Иванов Е. Экономическая безопасность России. // МЭМО. – 2001. - №11. – С. 44.

1 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). // Достижения науки и техники в АПК. – 1997. - №2. – С. 43.

1 Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России. // Вопросы экономики. – 2001. - №8. – С. 72.

1 Потрубач Н.Н., Цыбин И.С. Налоговая составляющая экономической безопасности России. // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №3. – С. 146.

1 Дугин А. Евразийство: от философии к политике. – Независимая газета. – 2001. – 30 мая. – с.8.

1 Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. – М.: «Маркет ДС», 2002. – с.61.

Мировой опыт свидетельствует, что проведение и подготовка к Олимпийским играм дает мощный толчок развитию экономики и всех инфраструктур олимпийских городов. Анализ международного опыта организации и правового обеспечения борьбы с экономическими правонарушениями может быть успешно использован при подготовке и проведению крупных международных спортивных мероприятий.

В современных условиях глобализации возникают новые вызовы и угрозы всем сферам жизнедеятельности людей, включая спорт, который является неотъемлемой частью жизни стран, общества и личности - спорт зачастую называют социально-экономическим феноменом XX - начала XXI в., одним из важнейших элементов созданной человечеством системы ценностей современной культуры. Без массового развития спорта в нашей стране невозможно формирование здорового образа жизни, решение демографических проблем, увеличение достижений и авторитета страны в большом спорте на международной спортивной арене.

Проведение зимних Олимпийских зимних 2014 г. в Сочи способствовало большому экономическому росту всего региона, превращению его в курорт мирового уровня. Интерес со стороны отечественных и зарубежных инвесторов серьезно усилился после того как Сочи получил олимпийский статус. Курорт Сочи на данный момент превратился в перспективный бизнес-проект, с высокой степенью рентабельности и обширными возможностями развития.

Также необходимо учитывать, что развитие спорта в России является одним из важнейших направлений модернизации страны. В бюджетном послании Президента РФ 2010 г. отмечено: «Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта» 1 .

В результате процесс подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г. явился одним из важнейших элементов стратегии развития физической культуры и спорта в РФ . В основу указанной стратегии заложен переход сферы физической культуры и спорта в РФ на инновационную модель развития. Кроме того, учтены вопросы, направленные на улучшение здоровья нации, повышение уровня и качества жизни россиян, улучшение подготовленности человеческого потенциала, повышение конкурентоспособности российского спорта и престижа России на международной арене, улучшение воспитания подрастающего поколения и единение российского общества. Расходы на развитие физической культуры и спорта впервые в бюджете были выделены в самостоятельный раздел.

Однако, несмотря на значительные преимущества, которые дает совместная инвестиционная деятельность государства и частного сектора, возникает ряд проблем, которые оказывают существенное негативное влияние на процесс обеспечения экономической безопасности процесса подготовки к проведению крупных международных спортивных мероприятий в РФ.

Одной из наиболее опасных угроз экономической безопасности указанного процесса является широкое распространение теневого сектора экономики, теневых процессов, а также коррупционная деятельность, которая в значительной мере снижает эффективность государственной деятельности и увеличивает себестоимость государственных проектов.

В целом можно заключить, что решение проблемы организации эффективного противодействия криминально-коррупционным проявлениям, нецелевому расходованию бюджетных средств и снижение негативного влияния функционирования теневого сектора экономики играет важную роль в системе обеспечения экономической безопасности подготовки к проведению крупных международных спортивных мероприятий.

Бюджет I Олимпийских игр слагался из частных пожертвований (67%), продажи почтовых марок (22%), реализации памятных марок и монет (11%). В Стокгольме, во время V Олимпиады (1912), была зафиксирована первая продажа эксклюзивных прав для компаний, выпускавших открытки с фотографиями соревнований и обеспечивавших спортивные мероприятия своим оборудованием. Спустя восемь лет, в Антверпене, спортивные буклеты и программы были насыщены рекламой компаний, а в Париже (1924) впервые была официально разрешена реклама непосредственно на спортивных аренах. С 1928 г. поддержку Международному олимпийскому комитету оказывает компания «Coca- Cola». Американцы, начиная с Игр в Лос-Анджелесе 1932 г., размещают на аренах соревнований свои специальные рекламные плакаты. Первое право телетрансляции Игр было продано в 1948 г. английскому каналу ВВС за 3000 долл. США.

Начиная с 1960-х годов началась острая борьба за право транслировать и быть спонсором главного спортивного события четырехлетия. Руководство МОК изначально пресекало попытки излишней коммерциализации Олимпийских игр, но ситуация острой конкуренции продолжалась до 1980-х годов.

В 1980 г. с приходом X. А. Самаранча на пост Президента МОК положение изменилось. Самаранч выступил с предложением к Оргкомитету Олимпиады-1984 в Лос-Анджелесе искать спонсоров для получения новых источников финансирования. Не последнюю роль в данном обстоятельстве сыграл тот факт, что 1970-е годы были отмечены кризисом олимпийского движения. Имущество МОК по состоянию на 1972 г. оценивалось в 2 млн долларов включая 200 000 долл, резервного фонда. Для такой глобальной организации, как МОК, эта сумма, безусловно, казалась мизерной.

В 1983 г. компания АВС купила права на трансляцию Олимпийских игр за огромную по тем временам сумму 225 млн долл. Через четыре года в Сеуле эта сумма составила 300 млн долл, плюс 555 млн долл, отчислений от спонсоров. С каждой последующей Олимпиадой прибыльность ведущего спортивного форума неуклонно возрастала. В 2000 г. компания NBC установила рекорд, купив права на трансляцию всех Олимпиад по 2008 г. за 4 млрд долл.

В 1983 г. была создана специальная комиссия МОК по поиску новых источников финансирования, помощь которой оказывало швейцарское агентство International Sports and Leisure Marketing (ISL), которое впоследствии стало официальным агентством МОК. Начиная с 1985 г., МОК проводит международные спонсорские программы TOP (The Olympic Program), которые приносят олимпийскому движению существенные средства. Участниками этих программ являются компании - мировые лидеры в своих отраслях. ТОР-1 (1985-1988) принесла 96 млн долл., ТОР-Н (1989-1992) - 172 млн, ТОР-Ш (1993-1996) - 376 млн, TOP-IV (1997-2000) - 579 млн, TOP-V (2001-2004) - 600 млн. ТОР-спонсоры получают эксклюзивные маркетинговые права в своих товарных категориях (прохладительные напитки, фототовары и фототехника, электронные платежные средства, компьютерная техника и т. д.), могут использовать эти права во всем мире, осуществлять маркетинговые программы совместно с МОК, поставлять свои товары и услуги для обеспечения Олимпийских игр.

Помимо всемирных спонсоров Олимпийских игр в маркетинговых программах МОК принимают участие спонсоры Международного олимпийского комитета, Национальных олимпийских комитетов, конкретных Олимпийских игр и олимпийских команд. Постоянными участниками ТОР-программ являются партнеры Олимпийского движения со стажем: Eastman Kodak (партнер МОК с 1896 г.), Coca-Cola Company (с 1928 г.), Rank Xerox (с 1960 г.), IBM (с 1960 г.), Bausch&Lomb (торговая марка Ray Ban - с 1989 г.), Visa International (с 1988 г.), Matsushita (торговая марка Panasonic - с 1987 г.), Time Inc./Sport Illustrated (с 1988 г.).

  • Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах 29 июня 2010 года, 13:00 [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/news/8192
  • См.: Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации напериод до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 33. 17 авг. Ст. 4110.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт ИКЭиИСС

КУРСОВАЯ РАБОТА

Введение

Заключение

Введение

Проблема обеспечения экономической безопасности России является непременным условием ее возрождения. Качество обеспечения экономической безопасности в современных условиях осложняют влияние глобализации и условия тесной взаимозависимости национальных экономик различных стран.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости национальной экономики, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Объектом исследования является механизм обеспечения экономической безопасности.

Предметом исследования выступает практика обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Цель работы - исследовать стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран.

Задачи работы:

Раскрыть понятие экономической безопасности;

Изучить виды угроз экономической безопасности;

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности европейских стран;

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности США и Канады

Исследовать опыт обеспечения экономической безопасности Японии Структура работы представлена: введением, двумя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

1.1 Понятие экономической безопасности

Потребность в защите от различного рода нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности выступает в качестве базовой, основополагающей потребности, как в жизни отдельного человека или семьи, так и в рамках различных объединений людей, включая общество в целом и государство.

Безопасность рядом авторов определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а ее реализация обеспечивается формированием системы отношений между субъектами общественной жизни (а также отношений «общество-природа»), которые поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер».

Можно выделить три базовых уровня безопасности: личности, общества и государства, которые, в свою очередь, пересекаются с различными функциональными направлениями безопасности, такими, например, как внешняя, внутренняя, государственная, военная, экономическая, продовольственная, транспортная, экологическая, информационная и т.п.

Экономическая безопасность можно отнести к числу наиболее приоритетных функциональных направлений безопасности. Между тем, в научной литературе до сих пор отсутствует единое понятие национальной экономической безопасности. Часть авторов понимают под национальной экономической безопасностью, прежде всего, безопасность международной экономической системы и включают в ее состав такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. Другие авторы в первую очередь изучают проблему обеспечения благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкурентоспособности национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами.

1.2 Виды угроз экономической безопасности

Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы.

Угроза экономической безопасности страны - возможность нанесения ущерба народному хозяйству в целом и его отраслям в частности, финансово-кредитной системе государства, возможность нарушения социально-экономической стабильности общества и экономического положения человека .

К угрозам относятся разного рода кризисы и кризисные ситуации, катастрофы, ситуации с деструктивным содержанием. Угрозу как непосредственную опасность, требующую быстрого реагирования, целесообразно отличать от риска как возможной опасности, требующей профилактических действий, и уязвимости как индикатора состояния безопасности, свидетельствующего о ее потенциальной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз национальной безопасности.

Среди угроз экономической безопасности следует рассмотреть, во-первых, угрозы объективные и субъективные. Угрозы объективные связаны с воздействием факторов, не зависящих от вмешательства человека (изменения в природной среде, экологические катастрофы, не связанные с человеческой деятельностью), субъективные же - обусловлены деятельностью человека (ошибки и недоработки человеческой деятельности).

Второй тип угроз - угрозы внешние и внутренние. Внешние угрозы в современных условиях имеют особое значение. Это связано с тем, что современное развитие отличается принципиально новыми по отношению к предыдущему этапу характеристиками. Сопоставление следует проводить по таким параметрам, как основной производственный ресурс (сырье, энергия, информация), тип производственной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка), характер базовых технологий (трудоемкие, капиталоемкие и наукоемкие). Для современного постиндустриального общества характерно комплексное социальное взаимодействие - то есть взаимодействие между людьми, где характер межличностных отношений определяется не воспроизводством опыта предыдущих поколений, а совместным поиском оптимальных решений, обладающих принципиальной новизной. Такая система связей сменила взаимодействие человека с природой в традиционном обществе и преобразованной природой в индустриальном обществе.

О развитии мира как глобального социально-экономического процесса свидетельствует наличие глобальных угроз человечеству, впервые обозначенных в первых докладах Римскому клубу. Глобальные проблемы носят динамический характер - в период с 1945 г., момента окончания Второй мировой войны, до 1991 г. такой проблемой была гонка вооружений между СССР и США и угроза ядерной опасности. В 1998 году в число ядерных держав вошли Индия и Пакистан, «околоядерными» называют ЮАР, Израиль, Иран, КНДР, Японию, Тайвань, Бразилию, Аргентину. Сегодня угроза войны и милитаризации национальных экономик становится второй по значимости, уступая место угрозам бедности и отсталости, связанным с растущим разрывом в уровне качества жизни «богатого Севера», где живет 20 % мирового народонаселения, и «бедного Юга» - слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Угроза нехватки продовольствия касается не только слаборазвитых стран, но мировых лидеров, что связано с сокращением площадей сельскохозяйственных территорий ввиду развития урбанизации, снижением производства морепродуктов, связанного с загрязнением акваторий рек и морей, с ожидаемым ростом населения планеты до 10 миллиардов человек, с нерациональным использованием территорий, приводящим к повышению импорта продуктов питания. ООН отнесла 37 стран мира к остро нуждающимся в продовольственной помощи.

Статус глобальных носят угрозы экологической безопасности и исчерпаемости природных ресурсов, выражающейся в энергетических и сырьевых кризисах, наиболее тяжелыми из которых отмечались проблемы 1970-1980-х гг. Эти факторы приводят к феномену экологизации сознания, которое выступает как «процесс неуклонного и последовательного внедрения систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий... на локальном, региональном и глобальном уровнях». Зависимость от внешних поставок энергоносителей характеризует развитие многих стран Европы, Азии и Америки. Прогнозные исследования говорят о том, что к 2030 г. зависимость Западной Европы от импорта природного газа будет составлять 80 % по сравнению с нынешними 50 % .

В качестве внутренних (эндогенных) угроз сегодня выступают:

Деиндустриализация страны, сохранение деформированности структуры экономики;

Институциональная незавершенность экономических преобразований;

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Слабая координация взаимосвязей реального и финансового секторов;

Ограниченные возможности по страхованию рисков;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала;

Изъятие из внутреннего оборота финансов и интеллекта;

Нарастание безработицы;

Дифференциация в доходах населения.

К этому же разряду относится и социально-демографическая безопасность, связанная с процессами воспроизводства населения и обеспечением населения достойными условиями жизни.

В-третьих, можно выделить угрозы текущие - рассчитанные на реализацию в краткосрочной временной перспективе, и долговременные - рассчитанные на реализацию в значительной временной перспективе.

Говоря об угрозах экономической безопасности страны, необходимо осознавать их динамический характер, способность к локализации и возникновению, что позволяет говорить об угрозах реальных и потенциальных.

Таким образом, угрозы имеют - так же как и экономическая безопасность в целом - комплексный.

экономический безопасность политика

Глава 2. Характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран

2.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г.

В соответствии с ним выделяют три категории национальных интересов: жизненно важные, стратегические интересы, интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы.

К жизненно важным интересам относятся: территориальная целостность, суверенитет, защита населения. Стратегические интересы заключаются в: поддержании мира на европейском континенте, в зонах, к нему прилегающих с востока и юга, в средиземноморском бассейне и на Ближнем Востоке; в сохранении полноценной экономической активности страны, свободы внешней торговли и коммуникаций, безопасности морских путей. Интересы, связанные со статусом Франции как мировой державы заключаются в обеспечении независимости страны, выполнении международных обязательств, укреплении демократии и правопорядка.

В Германии закон о национальной безопасности отсутствует. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы .

Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт.

И все же главный акцент страны ЕС делают на обеспечение национальной безопасности через измерение европейской безопасности, не уделяя такого важного внимания (как, например, бывшие постсоветские или тоталитарные страны) собственным возможностям по обеспечению экономической безопасности. Например, в уже упомянутой директиве Министерства обороны Германии отмечается, что «проблемы нашего сложного мира могут быть решены наилучшим образом через международную дискуссию и компромиссы, поэтому германская политика безопасности делает акцент на международных отношениях и наднациональных институтах».

Иными словами, в странах Западной Европы экономическая безопасность страны понимается не как стремление к самообеспеченности и независимости национальной экономики или политики от остального мира, а как состояние стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны, которое можно обеспечить на основе тесного политического и экономического сотрудничества. Вообще стоит отметить, что в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса.

Так, в Германии под экономической безопасностью понимают скорее устойчивость экономического роста. Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», согласно которому «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста», можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии.

В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних угроз устойчивому социально-экономическому развитию, к которым относятся: отрицательное воздействие внешнеэкономических факторов, ошибки экономической политики, проявляющиеся в «перегреве» или замедлении развития экономики, расширении спроса, превышающего продуктивность национального хозяйства.

Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария) по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Эти страны не имеют возможности существенно влиять на формирование структуры мировой экономики. Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития.

Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран.

Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 1990-х годов избрали практически одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия:

Оценку геополитической ситуации в регионе;

Определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса;

Соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами;

Корректировку курса экономических реформ .

В основу политики безопасности этих стран был положен курс на сближение национальных интересов с общеевропейскими интересами; политическую, экономическую, институциональную, культурную трансформацию в соответствии с западноевропейскими стандартами.

Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой.

Вторую фундаментальную основу венгерской политики безопасности представляют собой возможности, предоставляемые региональным сотрудничеством в рамках Вышеградской группы, центрально-европейской инициативы, а также двусторонних отношений.

Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются:

Экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западно-европейских стран;

Трудности перехода к рыночной экономике;

Проблемы формирования демократических институтов.

В концепции Польши к перечисленным выше угрозам венгерской экономической безопасности добавлена еще одна - прекращение или значительное ограничение импорта стратегически важного сырья.

2.2 Стратегия обеспечения экономической безопасности США и Канады

По данным информационного центра Канады, стратегической целью правительства в области обеспечения экономической безопасности страны является поддержание условий для долгосрочного роста производительности труда и капитала и тем самым - жизненного уровня населения, включающих надежную и динамичную деловую среду, способствующую внедрению инноваций, привлечению внутренних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту.

Первой национальной программой обеспечения экономической безопасности в США можно назвать меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности.

В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

Впоследствии президенты США не раз инициировали принятие Конгрессом различных документов, которые в названиях содержали словосочетание «экономическая безопасность».

Например, Акт об экономической безопасности США 1996 г. был посвящен информационной безопасности США, в частности, борьбе с экономическим шпионажем.

В данном документе «экономическая безопасность» понимается как часть национальной безопасности; направлена она на усиление законодательной защиты информации об инновациях и нововведениях от иностранного шпионажа, которые являются основой повышения конкурентоспособности экономики США.

После террористических актов 11 сентября 2000 г. в США происходит смещение акцентов в содержании предлагаемых к принятию документов по обеспечению экономической безопасности.

Так, Пакет по обеспечению экономической безопасности 2001 г. посвящен в основном проблемам потери рабочими своих мест в результате разрушения зданий в Нью-Йорке, а также организации этим гражданам социальной помощи (в области медицины, образования).

В данном документе вместе с тем предлагаются меры по оживлению американской экономики, что должно создать возможности для строительства большего количества зданий, привести к сокращению безработицы и увеличению рабочих мест; предложения по повышению энергетической независимости (отдельный энергетический план), по реформированию системы образования, по расширению рынков сбыта своей продукции за рубежом.

Данные анализа показывают, что в США так же, как и в других странах, нет общепринятого методологического подхода к обеспечению экономической безопасности. В этой стране «... проблема экономической безопасности не формулируется по причине уверенности в собственном могуществе и рассмотрении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов».

В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в области экономики и безопасности становятся все более неразделимыми»; и там же: «данная Стратегия распространяется в том числе и на экономическую сферу» .

Однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна способствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и открытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур».

В то же время в Стратегии четко обозначаются три компонента укрепления американской национальной безопасности:

Поддержание мощного оборонного потенциала и использование активной дипломатии для развития сотрудничества с другими странами в области безопасности;

Деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспечить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире;

Содействовать ускорению демократии за рубежом».

2.3 Стратегия обеспечения экономической безопасности Японии

В Японии переход от традиционной трактовки безопасности в военно-политическом смысле к расширительному толкованию понятия безопасности произошел в начале 1970-х годов, когда достаточно четко обозначились признаки окончания эры безраздельного экономического превосходства США на глобальном уровне и в отдельных регионах, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Актуализация экономической безопасности для Японии была связана с еще одним важным аспектом - со стремлением к повышению роли страны в международных делах посредством использования ее мощи второй в мире экономической державы.

Главным препятствием на пути к этой цели была экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсозависимости, достигавшей на тот момент 80%.

Исходя из этого приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности было принято опережающее экономическое развитие страны, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с другими государствами. С тех пор была выделена национальная экономическая безопасность, под которой стали понимать способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе.

В процессе формирования концепции экономической безопасности страны отправной точкой служит понятие угроз, которое является центральным в большинстве зарубежных исследований в данной области. «Очень часто при исследовании проблемы обеспечения экономической безопасности страны авторы не разделяют угрозы и факторы, делающие экономическую систему уязвимой для этих угроз.

В результате многие слабости национальной экономики, имеющие объективную природу, особенно в развивающихся странах, ошибочно отождествляются с угрозами». Отождествление слабостей экономики с угрозами встречается в научной литературе достаточно часто, и это «несет в себе опасность принятия неадекватных мер по обеспечению экономической безопасности».

В соответствии с данным подходом зависимость от импорта продовольствия свидетельствует о слабости агропромышленного комплекса страны, но если продовольственные товары могут свободно приобретаться на мировом рынке (да еще по ценам более низким, чем внутренние), то данная слабость угрозой не является .

Угрозой в этом случае будут выступать факторы, способные привести к ограничению возможностей импорта дешевого продовольствия, например, вследствие эмбарго, дефицита на мировом рынке или отсутствия необходимых средств у отечественных импортеров, или ошибочной политики властей какой-либо страны, направленной на импортозамещение. То же относится к недостаточному производству зерна на душу населения и сильной зависимости одной страны от рынков сырья и сбыта другой.

В обоих случаях реальная угроза исходит не от указанных слабостей национальной экономики, а от возможности стабильного доступа на интересующие страну рынки. Иными словами, «угрозу представляет не отсутствие соответствующих производств в национальной экономике и зависимость от внешних рынков (неважно из-за дефицита каких факторов производства - сырья или достаточно производительных технологий), а факторы, способные помешать приобретению соответствующих продуктов и технологий».

Так, Япония, не способная по причине неблагоприятного климата и отсутствия необходимых природных ископаемых собственными силами обеспечить себя продовольственными и энергетическими ресурсами, основными угрозами своей продовольственной и энергетической безопасности видит не эту неспособность, а «нарушение стабильности в основных для этой страны нефтедобывающих регионах в мире, неурожай в странах-экспортерах зерна, обстоятельства, при которых морской транспорт страны может оказаться парализованным, резкое сокращение поставок в силу напряженности двусторонних политических взаимоотношений со странами, важными с точки зрения динамики развития японской экономики, подрыв мировой системы свободной торговли, снижение экономической мощи государства».

Заключение

Экономическая безопасность - это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используется немало различных определений понятия «экономическая безопасность».

Большинство авторов под экономической безопасностью понимают состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики носят комплексный характер. Это означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Анализ опыта зарубежных стран показал, что в основе их стратегии безопасности лежит обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Список источников и литературы

1. Бухвальд Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели / Е. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - С. 13-16.

2. Гусаков Н.П. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности / Н.П.Гусаков, И.В.Андронова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 45. - С.2-14.

3. Корнилов М. О сущности экономической безопасности / М. Корнилов // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - N 8. - С.123-129.

4. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.

5. Круглов В.Н. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона / В.Н. Круглов, Д.В. Доценко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 15. - С.85-92.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность национальной безопасности. Классификация и характеристика угроз внешнеэкономической безопасности, ее основные составляющие. Государственная стратегия экономической безопасности РФ, ее устойчивого развития и роста благосостояния граждан.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие мировой экономики и мирового хозяйства. Формирование негативных тенденций в области экономической безопасности при несоблюдении предельных значений показателей экономической деятельности. Механизм обеспечения экономической безопасности.

    презентация , добавлен 21.07.2013

    Характеристика современных американо-японских отношений в области безопасности. Изучение вариантов японской стратегии национальной безопасности. Определение роли и места отношений с США в доктринах национальной безопасности Японии и ее внешней политике.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Развитие системы национальной безопасности США, эволюция средств ее обеспечения в ХХІ веке. Определение места и роли России в национальных интересах США на современном этапе. Проблемы и перспективы стратегий развития национальной безопасности государства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Проблема национальной безопасности в системе государственной политики. Угрозы и приоритеты национальной безопасности Российской Федерации. Военные угрозы и проблема расширения НАТО на Восток. Международный терроризм как угроза национальной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб интересам других. Наиболее опасные источники угроз общества в информационной сфере. Направления сотрудничества в области формирования системы обеспечения информационной безопасности.

    доклад , добавлен 08.03.2015

    Анализ взаимодействия государств Центральной Азии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской Организации Сотрудничества с целью обеспечения национальной безопасности. Проблемы в этой сфере и основные механизмы их решения.

    магистерская работа , добавлен 17.06.2013

    Угрозы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки (США). Общественные отношения, связанные с обеспечением национальной безопасности США. Характеристика основных направлений Стратегии национальной безопасности США и пути их реализации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2018

    Сущность энергетической безопасности как важнейшего элемента экономической безопасности. Энергетическая безопасность на постсоветском пространстве, в странах АТР. Проблемы обеспечения баланса интересов между основными субъектами мировой энергетики.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2009

    Характеристика внешней политики США по отношению к Японии. Анализ роли и места отношений с США в доктринах национальной безопасности Японии и ее внешней политике. Проблемы американо-японских отношений на современном этапе и возможные пути их разрешения.

Новое на сайте

>

Самое популярное