Домой Кредитные  Экономическая и финансовая политика с ю витте. Экономическая политика С.Ю

Экономическая и финансовая политика с ю витте. Экономическая политика С.Ю

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяина земли Русской» Николая II (1894-1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX - начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Политическая ситуация 1894-1904 власть и оппозиция

Николай II, вступивший на престол в 1894 г., следовал реакционному курсу своего отца. Социально-экономический и политический кризис, поразивший Россию в начале XX в., усложнил проблемы, стоявшие перед царским правительством. Но новый царь поневоле вел двойственную политику идти на уступки "духу времени". Защита "устоев" Николай стремился к защите самодержавного строя. Заявивив что любые надежды на введение конституции в России - "бессмысленные мечтания", Николай II повел решительную борьбу с противниками самодержавия. Борясь против профессиональных революционеров, подавляя массовые выступления рабочих и крестьян, царское правительство преследовало и либералов, пытавшихся сформировать сильную легальную оппозицию господствовавшему режиму. Николай II поддерживал поместное дворянство, в котором видел единственную опору самодержавию. Наиболее ярко эта поддержка проявилась в расширявшейся деятельности Дворянского банка: к началу XX в. сумма ссуд, выданных им помещикам на льготных условиях, превысила 1 млрд. руб. Ту же цель преследовали и другие меры финансового характера: значительное понижение процентов по ссудам должникам-помещикам, устройство дворянских касс взаимопомощи.

Самодержавие и буржуазия. С любыми притязаниями этого класса на государственную власть самодержавие боролось бескомпромиссно; в сфере экономической находило с ним общий язык. Государственные кредиты и налоговые льготы, покровительственная таможенная политика и стремление к захвату новых источников сырья и рынков сбыта -правление Николая II вполне отвечало интересам российского буржуа. Министром финансов при Николае долгое время оставался С.Ю.Витте, занявший этот пост еще при его отце. Он предпринял ряд мер, способствовавших развитию капиталистических отношений в России. Главной из них явилась денежная реформа: в 1897 году была введена в обращение золотая валюта, стабилизировавшая курс рубля и обеспечившая устойчивые прибыли предпринимателям, Витте был одним из главных организаторов строительства Транссибирской железной дороги, способствовавшей активизации русской политики на Дальнем Востоке. По его инициативе Россия начала экономическое проникновение в Северный Китай.

Крестьянский вопрос. С именем Витте связан и новый подход к крестьянскому вопросу. По его мнению русская деревня нуждалась в крепком предприимчивом хозяине. Для этого было необходимо сравнять крестьян в правах с представителями других слоев населения, и разрушить общину: позволить крестьянам выходить из нее по собственному желанию, закрепляя за собой свои наделы в частную собственность. Но эта идея имела противников -круг министра внутренних дел В.К.Плеве. По их мнению, подобные преобразования были вредны. Эта группировка выражала интересы помещиков старого, крепостнического закала, которым было выгодно косное, полунищее существование российской деревни; в лице же крестьян-собственников подобные помещики боялись встретить опасных конкурентов. Плеве и его сторонники предполагали решать крестьянский вопрос традиционными методами: сохранить сословную обособленность крестьян, искусственно поддерживая общину, и в то же время всячески усиливать административный и полицейский надзор за деревней. К 1903 г. группировка Плеве одержала победу. "Зубатовщина" в центре внимания царского правительства вновь оказался рабочий вопрос. Наиболее дальновидным представителям власти было ясно, что рабочее движение превращается в революционную силу. В это время определенную поддержку в верхах получил начальник московского охранного отделения С.В.Зубатов. С его точки зрения, забастовки, направленные на повышение заработной платы, сокращение рабочего дня и пр., вполне закономерны: они порождены естественным стремлением рабочих улучшить свое тяжелое положение. Главную задачу Зубатов видел в том, чтобы удержать рабочее движение в рамках этой экономической борьбы, лишить его политической направленности, нейтрализовать то влияние, которое имели на пролетариат революционеры-интеллигенты. А для этого, представителям власти необходимо было взять рабочее движение под свой контроль. В 1901-1903 гг. в Москве стали возникать общества "взаимного воспомоществования рабочих"; открывались чайные - своеобразные рабочие клубы; в Историческом музее для рабочих читались лекции о легальных организациях западноевропейского пролетариата - кассах взаимопомощи, кооперативах, профсоюзах и пр. Самое же главное - зубатовские "общества" стали вмешиваться в конфликты между рабочими и предпринимателями.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополия государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до 500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально было обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

Министерство финансов, ведавшее финансовой политикой, в течение одиннадцати лет (с 1892 по 1903 гг.) воз­главлялось С. Ю. Витте - крупнейшим государственным деяте­лем России рубежа XIX-XX вв.

Витте возглавил финансовое ведомство в кризисное для госу­дарства время, когда финансы и экономика были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг. В очередной раз страна оказалась перед выбором пути выхода из кризиса.

Один из этих путей заключался в демократизации режима, в глубоких социальных структурных изменениях, в предоставлении личной свободы населению и более широких возможностей для раз­вития рыночных отношений и частного предпринимательства. Но в таком случае царизм должен был если не расстаться полностью, то существенно поступиться своей властью, а это было для него не­приемлемо. Оппозиционные же царизму силы, выражавшие такую альтернативу, в то время были крайне слабы и распыленны и не могли оказать какого-либо влияния на характер внутренней поли­тики. Царизм использовал традиционную для него политику, сво­дившуюся к дальнейшему усилению государственного вмешатель­ства в экономику, к более широкому использованию монетаристких способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобра­зований.

Значение Витте как финансиста, экономиста и государствен­ного деятеля и заключалось в том, что он с присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно осу­ществлял такую политику. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. В 1892 г. он составлял около одного миллиарда рублей, а в 1903 г. - более двух миллиардов. Среднегодовой прирост бюд­жета составлял 10,5%, в то время как в предшествующем десяти­летии он равнялся 2,7%, а в последующем - 5%. Рост бюджета обеспечивался главным образом за счет повышения доходов от го­сударственной собственности, увеличения косвенных налогов и бо­лее широкого использования прогрессивного налога с прибыли пред­приятий вместо прежней системы промыслового обложения в виде сборов за право торговли и промыслов. Рост прямых налогов был незначителен и сводился в основном к повышению налогов квар­тирного и на городскую недвижимость. Более того, некоторые пря­мые налоги были даже понижены. Так наполовину был уменьшен поземельный налог. Официально эта мера объяснялась сельскохо­зяйственным кризисом, в действительности же она имела прежде всего цель поддержать поместное дворянство. Частично были умень­шены годичные выкупные платежи путем удлинения общего срока выкупной операции.

Самой доходной статьей бюджета стала введенная при Витте винная монополия. Согласно этой мере производство сырого спирта оставалось частным делом, его очистка, изготовление водки и креп­ких вин также производились на частных заводах, но только по заказу казны и под строгим наблюдением акцизного надзора. Про­дажа же этих напитков становилась государственной монополией, но она не касалась изготовления и продажи пива, браги и виноградного вина.

Введение винной монополии началось в 1894 г. и к концу пре­бывания Витте на министерском посту она была распространена на всей территории империи кроме отдаленных окраин. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. Доходы казны от винной монополии постоянно росли и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли "пьяным бюджетом". Вопреки заверениям власти и об­служивавшей ее прессы, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. На­оборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появи­лась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что развращало не только их самих, но и тех, кому приходилось к ним обращаться, порождая такие негативные явления как самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т. п.

Винная монополия являлась самой эффективной, но не един­ственной мерой для пополнении казны и косвенного обложения на­рода. Существенное значение имело также повышение акцизов, а следовательно, и розничных цен на товары повседневного массово­го потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

В ряду мер, принимавшихся Витте по укреплению финансо­вой системы страны, большую роль сыграла осуществленная им денежная реформа. Суть ее сводилась к введению свободного обме­на бумажных денег на золотую валюту. Необходимость такой ре­формы осознавалась предшественниками Витте по Министерст­ву-Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградским, они предпринимали неко­торые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизи­руя финансы и накапливая золотой запас. Витте со свойственной ему решительностью и последовательностью довел их дело до кон­ца. Прежде всего он принял ряд мер по дальнейшей стабилизации курса кредитного рубля. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреж­дены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права произво­дить коммерческие операции. Установлены были надзор за этими учреждениями, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены аген­ты иностранных банков. Чтобы реформа для общества не была шо­кирующей, было позволено до официального решения о реформе производить финансовые операции с использованием золотого об­ращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.

Лишь после таких подготовительных мер Витте в 1896 г. официаль­но поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях.

Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Она подверглась резкой критике со стороны правой печати и Государственного со­вета. Автор реформы обвинялся в злостном намерении поставить государство на грань финансового банкротства. Возможность ре­формы допускалась критиками Витте лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении один к одному. Выска­зывалось также опасение, что золото в результате реформы осядет у населения в кубышках или хуже того - окажется за границей.

Денежная реформа, как и ряд других виттевских "непопуляр­ных" мер по улучшению финансов и промышленности, ложивших­ся дополнительным гнетом на население, была осуществлена ука­зом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрез­вычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет. Реформа понижала золо­тое содержание рубля на 1/3. Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золотом. На 1/3 уменьшался вес золотого рубля. Суще­ствовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превраща­лись в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой деваль­вация носила скрытый характер, то сама реформа была реализова­на сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после деваль­вации существенного изменения товарных цен.

Денежная реформа имела очень большое значение. Она поста­вила Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми ев­ропейскими странами, в большинстве которых к концу XIX в. гос­подствовала система золотого монометаллизма, и создавала более благоприятные условия для развития российского капитализма и для притока в страну иностранных капиталов.

В связи со стабилизацией курса рубля и введением золотого обращения иностранные инвестиции в российскую промышленность стали заметно расти. Против этого выступали некоторые русские предприниматели, национал-патриотическая печать, а в правящих верхах такие влиятельные консервативно-охранительные деятели, как председатель Комитета министров И. П. Дурново, товарищ ми­нистра внутренних дел В. К. Плеве и государственный контролер П. Л. Лобко.

С. Ю. Витте, к тому времени уже практически исчерпавший все возможные средства по мобилизации внутренних капиталов и как никто другой знавший, что ими "небогато наше отечество", убе­ждал царя в том, что "необходимый рост нашей крайне отставшей промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов". Он предлагал снять те ограничения, которые имелись в российском законодательстве для иностранного капитала, в частности, запреты иностранцам вла­деть землей в ряде регионов страны, заниматься такими промыс­лами, как горный, нефтяной, золотодобывающий и др. или хотя бы не устанавливать новых. В этом вопросе Витте добился лишь час­тичного успеха. В 1899 г. "высочайшим повелением" подтвержден был допуск иностранных капиталов и предпринимателей к уча­стию в создании и развитии различных отраслей отечественной обрабатывающей промышленности, с целью "удешевления" произ­водившихся ею продуктов.

В начале 1889 г. С.Ю. Витте был предложен пост директора Департамента железнодо­рожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. С.Ю. Витте стал министром путей со­общения, а в августе занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк. Крестьянский поземель­ный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С.Ю. Вит­те оставался бессменно одиннадцать лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.

С.Ю. Витте был сторонником славянофильских взглядов. Славянофильская ориентация объясняет и большой интерес, проявленный им к учению немецкого экономиста первой половины XIX в. Фридриха Листа, раз­работавшего, в противовес «космополитической политиче­ской экономии», теорию «национальной экономии». Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его государст­венного регулирования составили основу программы россий­ского министра финансов. С.Ю. Витте считал, что важнейшей задачей госу­дарства является поощрение развития отечественной про­мышленности, при слабом развитии которой общий эконо­мический прогресс страны невозможен. Концепция базировалась на пред­ставлениях, что в целях экономической модернизации страны необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внут­реннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

При ближайшем участии С.Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной винной монопо­лии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорож­ной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г). Узловым пунктом виттевской экономической программы стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ве­дущие отрасли промышленности.

В конце XIX в. наблюдался очевидный и уверенный подъ­ем производительных сил, особенно в промышленности. За время министерства С.Ю. Витте в Россию было инвестировано из-за границы около 3 млрд. руб. иностранных займов, значитель­ная часть которых шла на производительные нужды. Подобная практика позволяла не только обеспечивать текущую стабильность финансовой системы, но и способствовала развитию важнейших элементов инду­стриальной инфраструктуры.

В н. XX века - изменение мировой экономической конъюнкту­ры привело сначала к спаду деловой активности, а с 1900 г. - и к кризису в отраслях производства, интенсивно разви­вавшихся в 90-е годы: металлургии, машиностроении, нефте- и угледобыче, электроиндустрии. Экономи­ческий кризис начала XX в. продемонстрировал, что государственный патернализм, интервенционное раскру­чивание экономики имеют свои логические пределы. Госу­дарственная власть при самых благих намерениях построить органичную капиталистиче­скую систему не может.

Окончание XIX в. охарактеризовалось в России проведе­нием крупнейшей финансовой реформы, качественно изме­нившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой програм­мы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России. Реформа способство­вала интеграции России в систему мирового рынка.

Сама идея укрепления рубля переходом на золотой паритет отвечала в первую очередь интересам промышленности: надежность валюты стимулировала инвестиции капиталов. Для осуществления ускоренного промышлен­ного развития страны необходимо было решить задачи: увеличить ин­вестирование капитала, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. В деле ин­дустриализации России зарубежным финансовым центрам Витте придавал огромное значение, так как внутренние ис­точники представлялись недостаточными. Однако до­биться сколько-нибудь благоприятных результатов было не­возможно, пока русская денежная единица не была надежно обеспечена и не являлась стабильной. Рубль кредитный, ставший основой денежного обраще­ния еще с середины XIX в., служил объектом спекулятивных манипуляций за границей. В 1891 г. курс рубля упал до 59,3%. Положение бумажных денег не было прочным и внут­ри страны. В 70-80-е годы курс в среднем составил 64,3 копейки золотом.

Для ликвидации шаткости финансовой системы требова­лось изыскать надежный металлический эквивалент, кото­рым служило серебро. Но, начиная с 70-х го­дов, цена «второго благородного металла» неуклонно падала. Государство стремилось всеми сила­ми поддержать рубль и с этой целью искусственно ограни­чивало эмиссию бумажных денег. Однако нужны были решительные действия, чтобы изменить положение.

Первоначально С.Ю. был сторонником укреп­ления кредитного рубля посредством административного контроля: ужесточение надзора за обра­щением денег и усиление ответственности позволят укрепить рубль. В начале 1893 г. были установлены тамо­женные пошлины (I копейка за 100 рублей), запрещены сдел­ки, основанные на курсовой разнице рубля, усилен контроль за биржевыми операциями в Рос­сии и введен запрет на производство биржевых сделок мак­лерами-иностранцами. Колебания курса стали уменьшаться, но эти меры были малоэффективны, необходима качественная перестрой­ка всей финансовой системы.

Существовал выбор основы реформы: на базе монометаллизма (золото) или биметаллизма (се­ребро и золото). В пользу второго варианта выступала как традиция российского денежного обращения, так и огромные запасы серебра. Но привязка рубля к биметаллическому эквиваленту могла усилить ее неустойчивость. С.Ю. Витте был сторонником монометаллизма. Введению монометаллического паритета рубля, устойчи­вой конвертируемости способствовали общие политические условия в стране и мире и относительно благоприятное эко­номическое положение. Россия имела положительное торговое сальдо, формировались и внушительные золотые запасы.

Шагом к золотому обращению стал закон, утвержденный Николаем II 8 мая 1895 г. В нем два основных положения: всякие письменные сделки могут заключаться на российскую золотую монету; по таким сделкам уплата может производиться либо золотой монетой, либо кредитными билетами по курсу на золото в день пла­тежа. Правительство предприняло еще ряд мер, направленных на утверждение золотого экви­валента. В их числе: разрешение конторам и отделениям Го­сударственного банка покупать золотую монету по опреде­ленному курсу, а столичным - продавать и производить платежи по тому же курсу; затем были введены правила приема Государственным банком золотой монеты на теку­щий счет. Вскоре эта же операция вводится и в частных коммерческих банках.

Несмотря на указанные меры, золотая монета очень мед­ленно утверждалась в качестве приоритетного платежного средства. Государственный банк 27 сентября 1895 г. объявил, что он будет покупать и прини­мать золотую монету по цене не ниже 7 руб. 40 коп. за по­луимпериал, а на 1896 год покупной курс был определен в 7 руб. 50 коп. Эти решения привели к стабилизации соотноше­ния между рублем золотым и кредитным в пропорции 1:1,5. Для стабилизации рубля Министерство финансов признало необходимым девальвировать кредитную денежную единицу на основе монометаллизма. Паритет между бумажным руб­лем и кредитным в соответствии с реальным курсом обра­щения, согласно министерской программе, вве­дение золотого эквивалента рубля не предполагало установ­ление тождества бумажных и металлических денег. В основу реформы был положен принцип существенной де­вальвации. В представленном в Государственный совет в марте 1896г. законопроекте «Об исправлении денежного обращения» С.Ю. Витте следующим образом определял условия проведения и цели реформы: «Закрепить достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения под них прочного фундамента металлического денежного об­ращения». Введение размена рубля на драгоценный металл устанав­ливалось исходя из реально сложившегося и ста­бильного курсового соотношения: рубль кредитный - 66 2 /з копейки золотом. В 1896 г. возникла необходимость приступить к изготов­лению золотой монеты нового образца. Было решено чеканить но­вую монету с надписью на империале «15 рублей» и на по­луимпериале «7 рублей 50 копеек».

Решающий этап реформы денежного обращения насту­пил в 1897 г., когда серией именных высочайших указов законодательно были закреплены важнейшие элементы но­вой финансовой системы. Январь - указ о выпу­ске в обращение золотой империальной монеты в 15 руб. и полуимпериальной в 7 руб. 50 коп.; август - об уста­новлении твердого основания для эмиссии кредитных биле­тов. Государственный банк обязывался выпускать дензнаки в соответствии с потребностями денежного обращения, но непременно под обеспечение золотом. Кредитные билеты должны обес­печиваться рубль за рубль (один империал ра­вен пятнадцати рублям кредитным).

Преобразование денежной системы на основе золотого монометаллизма потребовало изменить монетный устав, но­вая редакция которого была утверждена Николаем II 7 июня 1899 г.: государственной денежной единицей России являлся рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота, золотая монета могла чеканиться как из золота, принадлежащего казне, так и из металла, предоставляемого частными лицами, полно­ценная золотая монета обязательна к приему во всех плате­жах на неограниченную сумму. Серебряная и медная монеты изготовлялись только из металла казны и являлись вспомо­гательными в обращении. Обращались монеты прежнего чекана. Золото довольно быстро утвердилось в ка­честве главного платежного средства, что способствовало прекращению колебания курса.

Очень быстро стали заметны результаты денежной ре­формы. Монетною единицей служил рубль, содержавший 0,7742 г (17,424 доли) чистого золота. Главной монетой являлась золотая, выпуск которой был не ограничен, и владелец золо­того слитка мог свободно представить его для чеканки моне­ты. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счет­ную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограни­ченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ве­дении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на Монетном дворе в Петербурге. Государственные кредитные банкноты выпускались Государственным банком под обеспечение золотом. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения сум­мы. На 1 января 1900 г. на золотую монету уже приходилось 46,2% всего денежного обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные фи­нансы и стимулировало экономическое развитие. В конце XIX в. по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в индустрию страны. В конце XIX - начале XX в. золо­тая единица преобладала в составе российского денежного обращения и к 1904 г. на нее приходилось почти две трети денежной массы.

Новое на сайте

>

Самое популярное