Домой Кредиты Монополизация рынка приводит росту ассортимента товаров. Монополизация рынка: влияние на экономику и способы её регулирования

Монополизация рынка приводит росту ассортимента товаров. Монополизация рынка: влияние на экономику и способы её регулирования

Основным регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения . Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико.

Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения , то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций, сговора и т.д.

На количество товаропроизводителей и их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях.

Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.

В классической рыночной экономике, которой в целом соответствует «рынок свободной конкуренции », товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли . Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития.

В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.

Ограничение конкуренции (несовершенная конкуренция ) приводит к монополизации рынка , создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий.

Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей.

Степень монополизации рынков в значительной степени зависит от степени государственного регулирования экономических процессов и народнохозяйственной эффективности монополизации или демонополизации рынков. В каждый момент времени их взаимное влияние может быть различно.

Например, централизованная экономика привела к исключению конкуренции как фактора экономического роста. Результатом этого была накопленная низкая конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешних рынках, замедление технологического развития производства и технологическое отставание, проявляющиеся и в настоящее время.

Свободная конкуренция предусматривает значительное число товаропроизводителей. Это означает экономическую ориентацию на развитие среднего и малого бизнеса , который имеет преимущества в достаточно быстром удовлетворении потребностей рынков. Вместе с тем, технологическое обновление небольших предприятий связано с высокими капитальными затратами, которые для малого и среднего бизнеса затруднительны.

Широкое использование кредитов для технического развития производства для значительного числа небольших предприятий приводит к последующим финансовым сложностям, которые могут стать причиной банкротства.

Монополизация рынков — объективная экономическая тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она имеет отрицательные последствия для удовлетворения потребностей общества. Цель монополий — ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей.

Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3574. Взаимодействия мировых финансовых рынков. Цикл взаимодействия финансовых рынков по Мартину Прингу. Межрыночный анализ 187.24 KB
Межрыночный анализ предполагает одновременное исследование четырех финансовых рынков – валютного, товарного, облигаций и акций. Именно характер взаимодействия этих четырех рынков друг с другом определяет их прогностическую ценность.
21111. Экономика отраслевых рынков. Значение в экономике 50.03 KB
Рынок и отрасль. Рынок. В данной контрольной работе будут рассмотрены фирма рынок и отрасль: подходы к их определению. Объект данной работы: фирма рынок и отрасль с теоретической точки зрения.
16317. -значимых рынков – образовательных услуг и труда. 29.82 KB
Делается вывод о том что в России эти механизмы адекватные рыночным отношениям еще только формируются преимущественно государством в то время как в других странах например ЕС они уже сформированы и являются достаточно гибкими. Исследуемые рынки весьма специфичны и отличаются от других рынков рядом особенностей: 1 реализуемые на них общественные блага способны одновременно удовлетворять как индивидуальные так и общественные потребности в долгосрочном периоде; 2 СЗР по природе своей являются парными - взаимосвязанными с...
13463. Стохастические математические модели исследования финансовых рынков 760.59 KB
Так как цены акций изменяются случайным образом то естественно считать что они представляют собой случайные величины на некотором вероятностном пространстве. Мы будем предполагать что пространство элементарных событий конечное множество а точки множества будем трактовать как элементарные события происходящие на финансовом рынке. Обозначим через множество вероятностей или что то же самое вероятностных мер на нагружающих все точки множества. Это означает что если то данная вероятностная мера в.
16112. Игровые модели форвардных рынков однородных товаров 63.56 KB
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту 08-01-00249 и гранта НШ 693. Рынок электроэнергии характеризующийся значительной концентрацией производства барьерами для входа на рынок и высокими требованиями к надежности компаний предоставляет производителям реальные возможности получения сверхприбыли за счет использования рыночной власти в ущерб потребителям и суммарному общественному благосостоянию. На практике ограниченность производственных мощностей имеет существенное значение при...
16274. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИРЖ СТРАН СНГ 14.15 KB
Макроэкономические предпосылки финансовой интеграции Процессы укрепления рыночных взаимосвязей в современных условиях глобализации имеют для стран СНГ и ЕврАзЭС географические национальные исторические и экономические основания. Согласно данным МВФ доля стран СНГ в мировом ВВП выросла с 38 в 2006 г.1 Несмотря на кризис и общее снижение внешнеторговой активности удельный вес стран СНГ в общем объеме внешнеторговых операций стран Содружества продолжает...
5689. Место маркетинга в сфере туризма на уровне западного и российского рынков 76.81 KB
Во многих развитых и развивающихся странах индустрия туризма сегодня признается одним из наиболее активных секторов экономики. По данным Всемирной торговой организации среднегодовые темпы роста иностранного туризма за последние 20 лет составили...
16150. Системные банковские кризисы и нестабильность валютных рынков: мировой опыт 20.68 KB
В качестве характеристик системных кризисов использовались следующие показатели: критический объем неработающих кредитов как доля кредитного портфеля банков; уровень бюджетных расходов на преодоление банковского кризиса в к ВВП; потери объема производства оцениваемые через экстраполяцию тренда реального ВВП в к ВВП; минимальные темпы роста реального ВВП. При одинаковой...
14455. ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 838.53 KB
Каждый инвестор формирует, как правило, один или несколько портфелей ценных бумаг, которые могут храниться в различных депозитариях, учитываться у различных держателей реестров, торговаться на различных торговых площадках. Постоянно меняются курсы ценных бумаг купленных инвестором, время от времени происходят выплаты процентов или дивидендов, что влияет на текущую доходность портфелей и на общий доход инвестора.
20551. Взаимосвязь решений о выплатах собственникам и финансировании на примере компаний с развивающихся рынков капитала 2.02 MB
Результаты теста Грэйнжера для компаний из Китая и России Введение За последние полвека исследователи в области корпоративных финансов посвятили более тысячи работ изучению структуры капитала и дивидендной политики. Поиск оптимальной структуры капитала и оптимальной стратегии в области выплат акционерам которые бы обеспечили максимальную полезность для акционеров обусловил появление работ посвященных как детерминантам...

Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на развитие экономики. Оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Отметим сначала положительное воздействие монополий на экономику.

1. Поскольку в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий, поэтому оно имеет возможность:

– применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства (иметь положительный эффект на масштабе) и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками, что очевидно ведет к экономии ресурсов. Создав крупномасштабные производства, монополии смогли заполнить рынки товарами массового потребления и получать при этом повышенную прибыль не только за счет высоких цен, но низких издержек производства;

– выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;

– противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

2. Монополии, обладая огромными капиталами, способствовали возникновению новых производств , ставших своеобразными «локомотивами» национальных хозяйств. Это автомобилестроение, авиастроение и другие, относящиеся к разряду капитало- и наукоемких производств, «неподъемных» для мелких и средних товаропроизводителей.

3. Относительно устойчивое положение монополий в экономике обеспечивает и большую устойчивость для связанных с ними мелких и средних компаний, а следовательно, устойчивую занятость и доходы их работников. Подчинив себе значительную часть мелких и средних предприятий, монополии вместе с тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали.

4. На предприятиях самих монополий, как правило, более благоприятные условия труда и оплаты, чем на немонополизированных предприятиях, более стабильна занятость. Все это имеет не только экономическое, но и социальное значение.

5. Существенный вклад монополий в развитие внутрифирменного планирования, менеджмента, маркетинга , ставших важными факторами развития современного товарного хозяйства. Кроме того, монополии стали развивать на своих предприятиях систему «человеческих отношений», имеющую важное социально-экономическое значение, поскольку она направлена на коренное изменение отношений между руководителями предприятий и рядовыми работниками.

6. Продукция крупных компаний часто отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения дорогостоящих научных исследований и разработок. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса».

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает определенное положительное влияние на экономику.

Однако наряду с положительным монополии оказывают на экономику и общество в целом отрицательное воздействие.

1. Монополии имеют возможность:

– увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;

– «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня, сокращая ассортимент продукции по сравнению с рынками, где действуют конкурентные фирмы;

2. Монополии, будучи порождением отношений конкуренции, с самого начала стали подавлять конкурентов , а следовательно, и конкуренцию, сводя на нет связанные с ней преимущества товарного хозяйства.

3. Практика монополистического ценообразования явилась одной из причин того, что средний уровень цен на рынках приобрел тенденцию к повышению. Нередко монополии путем внесения в производимые ими товары косметических изменений выдают их за новые или более качественные и продают по высоким ценам.

4. Поскольку монополия предстает в роли единственного производителя и продавца какого-то товара, то она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым, но не в интересах потребителей.

Монополии стали использовать методы прямой манипуляции поведением потребителей, побуждая их к покупкам товаров не всегда им нужных, широко используя в этих целях рекламу.

5. Монополии оказались способными сдерживать научно-технический прогресс , поскольку обнаружили более выгодным для себя увеличивать прибыль путем повышения цен, а не снижения издержек. Более того, в целях сохранения своего монопольного положения на рынках определенных товаров они могут скупать патенты, использование которых позволяет производить товары-заменители, способные конкурировать с товарами монополий. Запатентованные изобретения нередко скрываются от общества и не используются.

6. Поскольку любая монополия стремится расширить сферу своего влияния, то монополии стали вторгаться в сферу деятельности государства: законодательство, административное управление, внешнюю политику для того, чтобы с помощью государства усилить свои экономические позиции. Более того, монополии проявили стремление подчинить себе государство , сделать его орудием своего господства. Тем самым государство при таком устремлении монополий перестает отражать интересы всего общества, превращаясь в своего рода «комитет по заведованию» делами монополий. Подобное превращение ослабляет национальную экономику и общество в целом.

Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.

Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.

Поскольку деятельность монополий ведёт к ограничению конкуренции и нарушению объективных законов рынка, наносит серьёзный ущерб потребителям и обществу в целом, т.е. носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Для противодействия неоправданному монополизму в развитых странах действует антимонопольное законодательство и соответствующая система органов.

Антимонопольная политика государства представляет собой совокупность экономических и административных мер (свод законов), направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, – вопрос о факте монополизации.

Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если:

1) на долю одного продавца на нем приходится 33%;

2) на долю трех – 50%;

3) на долю пяти – 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).

По закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.) рынок считается монополизированным, если доля одного продавца на нём составляет более 35%.

Вообще считается, что рынок является конкурентным, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в ее отечественной интерпретации) к отдельной фирме и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Поэтому в качестве главной характеристики структуры рынка используют так называемый индекс Херфиндаля-Хиршмана, а для определения степени монопольного влияния фирмы используется индекс Лернера .

Индекс рыночной концентрации (индекс Херфиндаля-Хиршмана ) используется для определения степени монополизации рынка:

Н = р 1 2 + р 2 2 +... + р п 2 ,

где: Н – показатель концентрации;

р 1 , р 2 , ... р п – процентная доля фирм на рынке.

Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10 х 100); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8 x 100 + 400).

Пример. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продук­ции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и ко­гда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

в первом случае Н = 80 2 + 6,67 2 + 6,67 2 + 6,67 2 = 6533;

во втором случае Н = 25 2 х 4 =2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:

1) ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;

2) ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;

3) ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.

Индекс Лернера. В качестве измерителярыночной(монопольной) власти считается величина, на которую цена, максимизирующаяся прибыль, превышает предельные издержки. В условиях чистой конкуренции цена равна предельным издержкам и предельному доходу: P = MC = MR , что позволяет максимизировать прибыль. Для монополии цена превышает предельные издержки P > MC . Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P – MC) / P,

где: L – Лернеровский индекс монопольной власти;

Р – монопольная цена;

МС – предельные издержки;

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. В условиях совершенной конкуренции МС = Р . Следовательно, L = 0 . Если L представляет из себя положительную величину (L > 0 ), то фирма обладает монопольной властью.

Чем выше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы.

Само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного (законодательного) характера.

Административные меры , направленные на демонополизацию рынков и предотвращение накопления фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Во всех странах рыночной экономики имеется антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.

Обычно законодательные меры предполагают:

3) принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий);

4) национализациюкомпаний-монополистов для того, чтобы обеспечивать производство необходимых для других компаний товаров и их продажу по приемлемым ценам.

Негативное воздействие монополий на экономику и общество в целом выявилось уже в конце XIX века. Отражая интересы общества в целом, государство в ряде стран стало принимать меры, направленные против монополий. В 1890 г. впервые в мире в США был принят антимонопольный закон Шермана, запрещавший монополистические сговоры и объединения. Он признавал незаконной и уголовно наказуемой монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Однако в правовом отношении закон был далек от совершенства и монополии сохранили возможность его обхода. Поэтому в США в 1914 г. появился еще один антимонопольный закон, закон Клейтона, направленный против создания трестов и получивший название «антитрестовского».

С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых в судах ежегодно рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Например, широкую известность получил судебный процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. На основании судебного решения компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке телефонных услуг стало снижение в два раза цен на соответствующие услуги.

Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.

Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран Западной Европы более либерально, чем США.

Однако, по-настоящему антимонопольные законы начали действовать лишь после Второй мировой войны. Это было обусловлено как более тщательной юридической проработкой антимонопольного законодательства, так и усилением мощи государства, ставшего способным противодействовать силе монополий.

В России впервые был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в конце 1991 г. и создано Антимонопольное министерство для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности.

Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции.

Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, существуют специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, созданы специальные государственные органы. В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей и т.д. В России создана Федеральная антимонопольная служба (или просто ФАС). К основным задачам ФАС относятся:

– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

– государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции.

В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 года Федерального закона «О естественных монополиях», который определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Цель государственного регулирования деятельности естественных монополий – обеспечить, с одной стороны, доступность реализуемого ими товара для потребителей, с другой стороны, создать условия для эффективного функционирования субъектов естественных монополий.

В этих целях органы, регулирующие деятельность естественных монополий, могут осуществлять:

– ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

– определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов. Среди инструментов антимонопольной политики выделяют прямые и косвенные.

К прямым методам регулирования (ограничения) деятельности монополий относятся установление:

1) «потолка цен» – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то);

2) предельного темпа роста цен;

3) предельного уровня нормы прибыли.

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

1) поощрение создания товаров-заменителей;

2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

3) предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу;

4) открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

5) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

6) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

7) государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

РАЗДЕЛ VI. СТРУКТУРА РЫНКА И ЦЕНА

При заданных функциях спроса и предложения конкретный уровень рыночной цены зависит еще и от совокупности характеристик рынка, образующих так называемую структуру рынка. Это означает, что структура (тип) рынка, на котором встречаются спрос и предложение является важным ценообразующим фактором. Путем сочетания различных свойств рынка можно составить большое число рыночных структур, но наиболее распространенными из них на рынке благ являются совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием множества покупателей гомогенного блага и множество его продавцов, на каждого из которых приходится малая часть отраслевого предложения.

Отметим, что рынок является рынком гомогенного блага , если обращающиеся на нем блага воспринимаются потребителем как абсолютно (или совершенно) взаимозаменяемые блага. В том случае, если блага, обращающиеся на рынке, воспринимаются потребителем как частично взаимозаменяемые , то мы имеем рынок гетерогенного блага .

Рынок совершенной конкуренции характеризуется также тем, что он является открытым и все участники сделок обладают полной информацией о ходе и результатах торгов. Очевидно, что в таких условиях равновесие между спросом и предложение установится при единой для всех цене.

Равновесие совершенно конкурентной фирмы в длинном периоде характеризуется равенством

P = AC = MC = LAC = LMC. (1)

Из него следует, что:

Объем выпуска фирмы соответствует максимально возможной прибыли, так как MC = P;

Для данного объема выпуска обеспечено оптимальное сочетание используемых факторов производства, так как MC = AC, AC = min;

В отрасль прекратится приток капитала из других отраслей, так как P = AC, т.е. производство не дает экономической прибыли.

Число фирм, работающих в конкурентной отрасли в длинном периоде, зависит от характера изменения отдачи от масштаба. Рост отдачи от масштаба уменьшает число конкурентных фирм, способствуя монополизации отраслевого предложения.

Монополизированный рынок (монополия) – это такой рынок гомогенного блага, на котором множеству покупателей противостоит один, а для других продавцов вход на этот рынок закрыт. Закрытость рынка может выступать как в виде директивного запрета заниматься некоторым видом хозяйственной деятельности (государственная монополия на производство и продажу винно-водочных изделий), так и в виде необходимости осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые, в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть (затраты на создание специализированного оборудования).

В особую категорию выделяются естественные монополии , возникновению которых способствует рост отдачи от масштаба производства. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат длинного периода вплоть до полного насыщения отраслевого спроса.

В отличие от совершенного конкурента монополист, будучи единственным производителем данного товара в отрасли, сам устанавливает количество производимой продукции, т.е. сам определяет объем предложения блага, а также и цену блага, выбирая точку на кривой отраслевого спроса. Это означает, что на рынке монополии отсутствует функция предложения как зависимость объема предложения от цены, а цена на монополизированном рынке является функцией от количества : P = f (Q).

Монополист может ориентировать хозяйственную деятельность и на получение максимальной прибыли, и на достижение других целей. При выборе объема предложения (объема выпуска продукции), зависящего от целей монополиста, он опирается на данные о динамике предельных затрат MC (которые лежат в основе функции предложения совершенного конкурента).

При стремлении к максимизации прибыли монополист должен выпускать такой объем продукции, при котором предельная выручка (MR) равна предельным затратам (MC). Значит, равенство MC = MR

является условием максимизации прибыли монополи, при том, что предельная выручка уменьшается, а предельные затраты постоянны или возрастают .

Предельная выручка при нормальной, убывающей функции рыночного спроса всегда меньше цены спроса. Величина отклонения MR от P зависит от эластичности спроса по цене. При прямолинейной функции отраслевого спроса (D) наклон графика предельной выручки (MR) вдвое круче, чем наклон прямой спроса.

Наглядно процесс установления цены монополией, максимизирующей прибыль, представлен на рисунке 1.

Точка пересечения линий MR и MC называется точкой Курно , она определяет комбинацию P M и Q M , представленную точкой М.

Площадь прямоугольника P M М23 представляет прибыль монополии.

Степень превышения монопольной цены P M над предельными затратами MC K при объеме выпуска монополии Q M , соответствующем точке Курно, характеризует рыночную власть монополиста и измеряется с помощью коэффициента Лернера (L):

L = (P – MC) / P .

Рыночная или монопольная власть производителя зависит от эластичности отраслевого спроса при объеме реализации Q M .

Монополия, стремящаяся к максимуму прибыли, не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема (Q E) .

Рис. 1 Максимизация прибыли монополией

Потери общества от монополизации производства возрастают по мере ее распространения по вертикали общественного разделения труда.

Изменение цели хозяйственной деятельности монополии сопровождается изменением выбираемой комбинации цена – количество. На монополизированном рынке цена снижается, а объем реализации растет по мере перехода от максимизации нормы прибыли к максимизации прибыли и от максимизации прибыли к максимизации выручки.

Многообразие монопольных цен при заданном рыночном спросе значительно возрастает в связи с возможностью монополии проводить ценовую дискриминацию (продажу гомогенного блага различным покупателям по разным ценам), которая увеличивает и объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишка. При этом различия в ценах не связаны с затратами производства и доставки товара на рынок.

Необходимым условием осуществления ценовой дискриминации является невозможность перепродажи блага. Поэтому наиболее широкое распространение она получила в сфере услуг.

По условиям , обеспечивающим возможность установления разных цен на одно и то же благо , выделяют следующие виды ценовой дискриминации :

1) пространственную (продажа в городе и деревне);

2) временную (билеты на дневные и вечерние киносеансы);

3) по доходам потребителей (услуги врача, юриста для богатых и бедных);

4) по объему потребления блага (максимально необходимое количество и сверх того);

5) по социальному статусу потребителя (проездные билеты для учащихся и работающих).

В зависимости от способа осуществления различаюттри категории (степени) ценовой дискриминации .

Дискриминацией первой степени называется продажа каждой единицы блага по цене ее спроса.

Дискриминацией второй степени является продажа монополией по разным ценам различных партий продукции.

Дискриминацией третьей степени является продажа какого-либо блага монополией по разным ценам на различных сегментах рынка. Это возможно тогда, когда отраслевой спрос делится на спрос нескольких групп покупателей (сегментов рынка) с различными функциями спроса. Здесь задача монополиста установить для каждой группы покупателей такие цены, которые максимизирует общую прибыль.

Проведение ценовой дискриминации позволяет сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.

Монополистический рынок - это теоретическая конструкция, в которой только одна компания может предлагать продукты и услуги для общественности. Это противоположность совершенно конкурентного рынка, в котором работает бесконечное число фирм. В монополистической модели монопольная фирма может ограничить выпуск, повысить цены и получить сверхприбыльные прибыли в долгосрочной перспективе.

РАЗРЕШЕНИЕ «Монополистический рынок»

чисто монополистические рынки крайне редки и, возможно, даже невозможны в отсутствие абсолютных барьеров для входа, таких как запрет на конкуренцию или полное владение всеми природными ресурсами.

Причины монополистических рынков

Исторически сложилось так, что монополистические рынки возникли, когда отдельные производители получили исключительные юридические привилегии от правительства, такие как договоренность между Федеральной комиссией по связи (FCC) и AT & T между 1913 и 1984 годами. В этот период нет другой телекоммуникационной компании было разрешено конкурировать с AT & T, потому что правительство ошибочно полагало, что рынок может поддерживать только одного производителя.

Фактически термин «монополия» возник в соответствии с английским правом для описания королевского гранта. Такой грант разрешал одному торговцу или компании торговать определенным товаром, в то время как ни один другой торговец или компания не могли это сделать.

Краткосрочные частные компании могут участвовать в монопольном поведении, когда производство имеет относительно высокие фиксированные затраты, что приводит к уменьшению средних средних затрат в долгосрочной перспективе по мере увеличения выпуска. Это может временно позволить одному производителю работать на кривой с более низкой стоимостью, чем любые другие производители.

Влияние монополистических рынков

Общим политическим и культурным возражением против монополистических рынков является то, что монополия может взимать премию за своих клиентов, которые, не имея полезных заменителей, вынуждены отдать еще больше денег монополисту. Во многом это возражение против высоких цен, не обязательно монополистического поведения.

Стандартный экономический аргумент против монополий различен. Согласно неоклассическому анализу, монополистический рынок нежелателен, поскольку он ограничивает выпуск, а не потому, что монополист выигрывает за счет повышения цен. Ограниченная продукция приравнивается к меньшему производству, что снижает общий реальный социальный доход.

Даже если существуют монополистические полномочия, такие как юридическая монополия Почтовой службы США на доставку писем первого класса, у потребителей часто есть много альтернатив, например, использование стандартной почты через FedEx или UPS или использование электронной почты вместо письма.По этой причине очень редко для монополистических рынков можно успешно ограничивать выпуск или получать сверхнормальную прибыль в долгосрочной перспективе.

Регулирование монополистических рынков

Как и в случае модели идеальной конкуренции, модель для монополистической конкуренции трудно или невозможно воспроизвести в реальной экономике. Истинная монополия, как правило, является результатом регулирования конкуренции. Например, для городов или городов можно предоставлять местные монополии коммунальным и телекоммуникационным компаниям. Тем не менее, правительства часто регулируют поведение частного бизнеса, которое выглядит монополистом, например, одна фирма, владеющая большой долей рынка. У FCC, ВТО и ЕС есть правила для борьбы с монополистическими рынками. Их часто называют антитрестовскими законами.

Новое на сайте

>

Самое популярное