Домой Микрозаймы Основные сектора снс. Система национальных счетов (СНС)

Основные сектора снс. Система национальных счетов (СНС)

М.А. Медведева

Омский государственный университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В РОССИИ

The system of national accounts (SNA) is applied in Russia since 1993 in connection with transition to market economy. It is intended for calculation and the analysis of macroeconomic parameters.

Система национальных счетов (СНС) - это современная система информации, применяемая более чем в 150 странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне, т. е. это макростатистическая модель рыночной экономики. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана более 50 лет назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда e органов государственного управления возникла потребность в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики. Первые национальные счета появились в конце 30-х - первой половине 40-х г. XX в. в странах Запада, т. е. после Великой депрессии 1929-1933 гг. как результат анализа ее причин и последствий и для решения задачи государственного регулирования рыночной экономики. Теория национального счетоводства начала интенсивно развиваться после Второй мировой войны рядом европейских и американских ученых. Разработкой международных стандартов СНС занимались Статистическая комиссия ООН и Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). В 1953 г. появился первый стандарт ООН в области национального счетоводства, а в 1968 г. - второй стандарт, более полный, который определял принципы построения счетов не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов.

Последняя версия СНС принята ООН в 1993 г. Она уточняет определения и классификации важнейших макропоказателей, усовершенствует структуру некоторых счетов, методологию определения показателей национального богатства и др.

Госкомстат России начал работу по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики в 1993 г., после принятия Статистической комиссией ООН пересмотренной версии СНС (СНС - 93), окончание которой планируется в 2005 г.

СНС России построена с учетом рекомендаций международных статистических органов, разрабатывающих проблемы СНС: ООН, МВФ, Мирового банка, Евростата. Результаты расчетов показателей СНС РФ проходят экспертизу в МВФ, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мировом банке.

Методология СНС России отличается по ряду относительно второстепенных моментов от принятых в международной практике стандартов, что связано с переходным характером российской экономики. С развитием рыночных отношений эти различия будут уменьшаться.

СНС может быть представлена как:

1) совокупность счетов, описывающих этапы процесса воспроизводства. Каждой стадии воспроизводства (производства, первичного распределения продукции, доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, увязанные между собой. Таким образом возможно проследить движение стоимости произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до использования;

2) совокупность хозяйствующих единиц (субъектов), занимающихся производством товаров, рыночных и нерыночных услуг. Они сгруппированы по отраслям экономики в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и Международной отраслевой классификацией (МОК);

3) совокупность институциональных секторов экономики. Сектор объединяет институциональные единицы, однородные с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. Институциональная единица - это хозяйствующий субъект, который может от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами;

4) совокупность экономических операций. Операция - это взаимодействие двух и более институциональных единиц по обоюдному соглашению. Учитываются операции по производству и исполь-

© М.А. Медведева, 2003

зованию товаров и услуг (операции с товарами и услугами), операции по распределению и перераспределению доходов (операции с доходами) и операции по приобретению финансовых обязательств (операции с финансовыми инструментами). При этом регистрации подлежат как экономические операции между институциональными единицами - резидентами данной страны, так и между резидентами данной страны и нерезидентами.

Резидентами считаются предприятия, организации, домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Система национальных счетов России в настоящее время включает следующие основные счета:

1) товаров и услуг,

2) производства,

3) образования доходов (первичных),

4) первичного распределения доходов,

5) вторичного распределения доходов,

6) использования располагаемого дохода,

7) операций с капиталом.

Национальные счета нашей экономики являются счетами потоков. Они отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии - от производства до конечного потребления и накопления.

Каждый национальный счет представляет собой набор взаимосвязанных таблиц, каждая из которых построена по аналогии с бухгалтерскими счетами, т. е. имеет две части: ресурсы (правая часть таблицы) и их использование (левая часть таблицы). Левая и правая частит каждого счета уравниваются при помощи балансирующей (сальдовой) статьи. Она рассчитывается как разность между объемом ресурсов и их использованием. Балансирующая статья каждого счета представляет собой обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства и увязывает счета в единую систему. Сальдовая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование системы национальных счетов.

Все указанные счета СНС являются консолидированными счетами. Они построены для экономики в целом и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и зарубежными странами, с другой - взаимосвязь различных показателей системы счетов. Таковыми, например, являются «Счет товаров и услуг» (таблица 1) и «Счет производства» (таблица 2).

Таблица 1

Счет товаров и услуг в 2001 г. (в текущих ценах), млн руб.

1. Промежуточное потребление 2. Расходы на конечное потребление 3. Валовое накопление 4. Экспорт товаров и услуг 5. Статистическое расхождение 7 360 146,9 5 897 964,1 1 994 123,6 3 337 918,7 -22 669,1 6. Выпуск в основных ценах 7. Импорт товаров и услуг 8. Налоги на продукты 9. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 2 166 516,3 1 283 777,3 184 562,6

Всего 18 567 484,2 Всего 18 567 484,2

В данном счете выпуск товаров и услуг показан в основных ценах. Основная цена - это цена, получаемая производителем за единицу продукта без налогов на продукты и импорт, но включающая субсидии на продукты и импорт.

Левая и правая части счета товаров и услуг рассчитываются отдельно на основе своих потоков статистической информации, поэтому их суммарные итоги могут различаться. Для достижения баланса по счету эта разница определяется как показатель статистического расхождения. Он характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Удовлетворительным считается статистическое расхождение, не превышающее 4-5 % валового внутреннего продукта (ВВП).

Счет производства предназначен для описания и анализа стадии производства (таблица 2).

Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов национальной экономики (включая иностранные и смешенные хозяйствующие субъекты) в отчетном периоде и имеющих как рыночный, так и нерыночный характер. Нерыночные товары и услуги реализуются бесплатно или по ценам, не влияющим

М.А. Медведева

значительно на спрос. По сути, выпуск - это результат производственной деятельности в так называемых границах производства.

Таблица 2

Счет производства в 2001 году (в текущих ценах), млн руб.

Использование Величина показателя Ресурсы Величина показателя

1. Промежуточное потребление 2. Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 7 360 146,9 9 040 821,0 3 . Выпуск в основных ценах 4. Налоги на продукты 5. Субсидии на продукты (-) 15 301 753,2 1 283 777,3 184 562,6

Всего 16 400 967,9 Всего 16 400 967,9

В этих границах должно учитываться также скрытое и неформальное производство - это экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или приуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и т. п. Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпоративных предприятий домашних хозяйств: сельскохозяйственная продукция в личных подсобных хозяйствах, челночная торговля, индивидуальное строительство. Госкомстат России рассчитывает показатели скрытой и неформальной экономики на базе косвенной информации, применения балансовых методов и экспертных оценок.

Незаконная деятельность по производству товаров и услуг (производство оружия, наркотиков) также должна включаться в границы производства, но Госкомстатом РФ пока не рассчитывается.

Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде для производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.

Налоги на продукты - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.

Субсидии на продукты - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.

ВВП в текущих рыночных ценах (ценах конечного покупателя) включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт, но не включает субсидии на производство и импорт.

Консолидированные счета производства и образования доходов строятся в СНС России в разбивке по группам отраслей, производящих товары, рыночные услуги, нерыночные услуги.

К отраслям, производящим товары, относятся: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. Остальные отрасли отнесены к отраслям, оказывающим услуги.

Рыночными считаются услуги, реализуемые на рынке по экономически значимым ценам. Услуги, финансируемые полностью или в значительной степени за счет Государственного бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий и организаций, некоммерческих организаций, относятся к нерыночным услугам.

Согласно международным рекомендациям Госкомстат РФ должен составлять полный набор национальных счетов не только для экономики в целом, но и для отдельных ее секторов. В СНС России выделяются следующие секторы национальной экономики:

1) нефинансовые предприятия;

2) финансовые учреждения;

3) государственные учреждения;

4) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

5) домашние хозяйства.

Данные сектора используются для описания процессов экономического воспроизводства внутри страны.

Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется сектор «остальной мир», который объединяет институциональные единицы - нерезиденты страны в части взаимодействия с резидентами национальной экономики. Нерезидентами называют граждан, постоянное место жительства которых находится за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся на данной территории иностранные дипломатические, торговые, прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

Методологические аспекты применения системы...

Нефинансовые предприятия различных форм собственности занимаются производством товаров и оказанием нефинансовых услуг.

Финансовые учреждения - это коммерческие кредитные организации и страховые учреждения, проводящие различного рода финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию.

К государственным учреждениям относятся предприятия и организации в области управления, финансов, обороны, регулирования экономики, а также государственные внебюджетные фонды. Они предоставляют нерыночные услуги индивидуального и коллективного пользования, функционируют в области перераспределения национального дохода и богатства.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся общественные организации культуры, здравоохранения, образования, профсоюзные организации, политические партии.

Домашнее хозяйство - это физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство (имеющих общий бюджет). Сюда же относятся некорпоративные предприятия - личные подсобные хозяйства, индивидуальная деятельность без образования юридического лица.

Национальные счета для институциональных секторов экономики строятся по тем же принципам, что и счета для экономики в целом. Каждый счет состоит из двух частей: ресурсы и их использование. Итоговые результаты обеих частей совпадают. Один из счетов сектора «Государственные учреждения» в 2000 г. приведен в таблице 3.

Таблица 3

Счет производства (в текущих ценах), млн руб.

Виды услуг Ресурсы Использование

Выпуск Промежуточное потребление Валовая добавленная стоимость

Нерыночные услуги: 1 070 813,4 565 582,7 505 230,7

образование 182 531,6 65 096,5 117 435,1

культура 23 250,2 13 191,1 10 059,1

здравоохранение 197 962,7 113 377,3 84 585,4

управление (включая оборону) 641 088,3 360 072,2 281 016,1

наука 14 758,5 7 620,8

организации, обслуживающие сель-

ское хозяйство 10 431,9 5 931,4 4 500,5

геология и разведка недр, геодезиче-

ская и гидрометеорологическая

службы 790,2 293,4 496,8

Рыночные услуги: 12 418,1 0,0 12 418,1

операции с недвижимым имуществом 12 418,1 0,0 12 418,1

Производство товаров: 7 339,0 4 286,0 3 053,0

строительство 7 339,0 4 286,0 3 053,0

Всего 1 090 570,5 569 868,7 520 701,8

Валовая добавленная стоимость (ВДС) - это вновь созданная в процессе производства стоимость товаров и услуг, т. е. стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе товаров и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг и промежуточным потреблением. В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет ВВП.

Для каждого сектора экономики должен составляться полный набор счетов, однако пока в статистической системе учета России это положение не соблюдается в полном объеме по объективным причинам.

Учет почти всех экономических операций в СНС России осуществляется в ценах на момент их совершения, т. е. в текущих ценах.

Основными показателями СНС являются ВВП и валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).

ВВП - центральный макроэкономический показатель СНС России, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры экономики, экономических пропорций на макроуровне, для расчёта показателя производительности труда, определения уровня жизни насе-

М.А. Медведева

ления и т. п. Он применяется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.

ВВП характеризует стоимость произведённых на экономической территории данной страны (включая иностранные и смешанные предприятия) за определенный период (год, квартал, месяц) товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. В отличие от рассчитываемого раньше в системе баланса народного хозяйства показателя валового общественного продукта (ВОП) ВВП не включает стоимость потреблённых при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.), т. е. не содержит повторного счёта. Кроме того, он учитывает объёмы продукции не только предприятий материальной сферы, но и сферы услуг.

ВВП отражает конечный результат производственной деятельности институциональных единиц - резидентов и нерезидентов за конкретный период времени и исчисляется в рыночных ценах.

Для сопоставительного и структурного анализа, получения обобщающих показателей социально-экономического развития ВВП рассчитывается в текущих ценах рассматриваемого периода. Для определения показателей динамики по отношению к предыдущему или базисному периоду ВВП рассчитывается, соответственно, в сопоставимых ценах предыдущего периода или в базисных ценах.

ВВП характеризует этапы экономического процесса: производства товаров и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования товаров и услуг.

В соответствии со стадиями процесса воспроизводства ВВП рассчитывается тремя методами:

1) производственным;

2) распределительным (по источникам доходов);

3) методом использования доходов (по элементам конечного использования).

Производственный метод расчета ВВП - определяется как разность между выпуском товаров и

услуг в целом по стране и промежуточным потреблением в целом либо как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объёмы добавленных стоимостей рассчитываются в основных ценах (не включающих налоги на продукты, но включающих субсидии на продукты).

в основных ценах

в основных ценах-

Для расчёта ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и импорт (ЧНП).

ВВП в рыночных ценах =!ВДС в основных ценах + ЧНПИ в текущих ценах-

Производственный метод позволяет оценить вклад каждой отрасли, сектора экономики в создание конечного продукта, отразить отраслевую структуру и характер развития экономики.

Метод формирования ВВП по источникам доходов (распределительный) не является основным из применяемых Госкомстатом России в рамках расчётов по СНС, так как не все показатели доходов получаются прямым счётом, некоторые (например, валовые смешанные доходы) исчисляются балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Для определения ВВП распределительным методом рассчитывают показатели оплаты труда наёмных работников (ОТ), чистых налогов на производство и импорт (ЧНПИ), валовой прибыли и валовых смешанных доходов (ВП/ВСД).

Оплата труда определяется суммой вознаграждений в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наёмным работникам за работу, выполненную в отчётном периоде (необходимо учитывать и скрытую оплату труда).

Налоги на производство и импорт включают налоги на продукты и импорт и другие налоги на производство (налог на имущество, налог на землю, лицензионные сборы и т. п.).

ЧНПИ - это разность между суммой налогов на производство и импорт и получаемыми субсидиями на производство и импорт.

ВП и ВСД определяются как разность между ВВП, рассчитанным производственным методом (в рыночных ценах), ОТ и ЧНПИ-

ВВП распределительным методом определяется:

ВВП в рыночных ценах = ОТ+ЧНПИ+ВП/ВСД

Методологические аспекты применения системы...

Данный метод применяется Госкомстатом России для анализа стоимостной структуры ВВП по доходам.

ВВП, рассчитанный методом использования доходов, т. е. по элементам конечного использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление (КП), валовое накопление (ВН) и чистого экспорта товаров и услуг (Э - И).

КП складывается из расходов на КП домашних хозяйств, государственных учреждений, удовлетворяющих индивидуальные и коллективные потребности общества в целом и потребление домашних хозяйств и расходов на КП некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Эта группировка показывает, кто финансирует расходы на КП.

Валовое накопление складывается из валового накопления основных фондов, изменения запасов материальных оборотных средств и чистого приобретения ценностей (приобретение минус реализация).

Чистый экспорт товаров и услуг определяется во внутренних ценах как разница между экспортом и импортом по обороту российской торговли со всеми зарубежными странами, включая СНГ.

В связи с недостатком необходимой информации, методологическими трудностями, вызванными переходным характером рыночной экономики, и общей незавершённостью СНС, рассчитывается специальный показатель: статистическое расхождение (СР). Он показывает расхождения между значениями ВВП, исчисленными разными методами.

Таким образом, ВВП методом использования доходов определяется:

ВВП в рыночных ценах = КП+ВН+(Э-И)+СР.

Данный метод расчёта ВВП позволяет отразить структуру использования валового продукта и его роль в удовлетворении потребностей конечных потребителей и в увеличении национального богатства страны.

По данным Госкомстата России, ВВП в рыночных ценах, рассчитанный производственным методом, в 2001 г. составил 9 040 821,0 млн рублей (таблица 4). Из данных, применяемых для этого расчёт, можно определить сумму ВДС всех отраслей экономики как разность валового выпуска и промежуточного потребления. Она составила в 2001 г. 7 941 606,3 млн рублей. Тогда можно определить структуру валового выпуска товаров и услуг в этом году: 51,9 % составляет валовая добавленная стоимость, 48,1 % - материальные затраты на создание данного объёма ВДС (промежуточное потребление).

По сравнению с 1998 г. удельный вес ВДС снизился на 1,6 %, а удельный вес промежуточного потребления вырос на эту же величину.

Использование ВВП России в 2001 г. характеризуется данными, приведенными в таблице 4.

Таблица 4

Производство и использование ВВП (в текущих ценах)

Показатели 2001 год

Млрд руб. %

Производство ВВП: 9 040,8 100,0

производство товаров 3 572,7 39,6

производство услуг 4 487,3 49,5

косвенно измеряемые услуги финансового посредничества -118,4 -1,3

чистые налоги на продукты и импорт 1 099,2 12,2

Использование ВВП: 9 040,8 100,0

расходы на конечное потребление: 5 898,0 65,1

домашних хозяйств 4 495,9 49,6

государственных учреждений, из них: 1 292,6 14,3

на индивидуальные товары и услуги 549,4 6,1

на коллективные услуги 743,2 8,2

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 109,5 1,2

валовое накопление: 1 994,1 22,0

валовое накопление основного капитала 1 609,5 17,7

изменение запасов материальных оборотных средств 384,6 4,3

чистый экспорт товаров и услуг 1 171,4 12,9

Статистическое расхождение -22,7 -

М.А. Медведева

Из данных таблицы 4 видно, что в 2001 г. почти половина произведенных ВВП приходится на сферу услуг (49,5 %), а производство товаров составляет 39,6 %.

В структуре ВВП, рассчитанного по элементам конечного пользования (методом использования доходов), основное место занимают расходы на конечное потребление секторов экономики (65,1 %), при этом почти половина объема ВВП приходится на сектор «домашние хозяйства» (49,6 %). На валовое накопление в целом использовано более одной пятой валового внутреннего продукта (22,0 %), а превышение экспорта товаров и услуг над импортом составило 12,9 % ВВП. Статистическое расхождение составило 22,7 млрд руб. или 0,25 % от ВВП, что считается допустимым уровнем погрешности.

По сравнению с 1998 г. изменилась структура использования ВВП: в 2001 г. снизился удельный вес расходов на конечное потребление на 11,2 %, выросла доля валового накопления на 5,7 % и чистого экспорта товаров и услуг - на 5,0 %.

Таким образом, преобразование экономики России в рыночную, развитие новых форм хозяйствования и многоукладной экономики требуют разработки качественно новых показателей статистики, методов исследования закономерностей развития и особенностей формирования российской рыночной экономики, методов сравнительного анализа макроэкономических показателей страны с показателями зарубежных стран. Решение этих задач обеспечивает внедренная и постоянно совершенствуемая методологически система национальных счетов России. 1

1. Национальные счета России в 1994-2001 годах: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2002.

Национальная экономика невозможна без национального общественного счетоводства. Информация, которую дают макроэкономические показатели, позволяет судить об экономическом здоровье общества и правильно определять экономическую политику.

Система национальных счетов – это система национального учета, основанная на обобщенных данных сплошных и выборочных обследований, а также статистической отчетности. Результатом обработки этой информации является комплекс балансовых таблиц в форме бухгалтерских счетов,характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования ВВП страны.

Система национальных счетов была разработана еще в конце 1920 годов американскими экономистами, сотрудниками Национального бюро экономических исследований под руководством американского экономиста Саймона Кузнеца,лауреата Нобелевской премии по экономике.

В мире успешно функционирует система национальных счетов (СНС), приспособленная к условиям рыночной экономики. Она сформировалась в ведущих капиталистических странах в 40-50-ых годах, когда после «великой депрессии» возникла необходимость в государственном регулировании рыночной экономики.

СНС существует на базе статистики национального дохода и большого количества других международных статистических показателей:статистики государственного бюджета, межотраслевого баланса, статистики платежного баланса и т.д. Это всеобъемлющая статистическая модель рыночной экономики.

В феврале 1993 года на очередной сессии Статистической комиссии ООН в Нью-Йорке была принята новая усовершенствованная СНС. При ее подготовке были приняты во внимание особенности экономики и статистики стран переходного периода, то есть тех, которые встали на путь экономических реформ с целью преобразования административной экономики в рыночную.

В конце 1992 года Верховный Совет Российской Федерации одобрил государственную программу перехода отечественной статистики на международные стандарты, и с 1993 года Россия начала переходить от баланса народного хозяйства (БНХ), который был приспособлен для обслуживания централизованно планируемой экономики (в основе лежит концепция К.Маркса и А.Смита о трудовой теории стоимости, о материальном производстве как главной сфере создания национального дохода) и применялся в СССР в течение 70 лет, на международную систему национальных счетов (СНС).

СНС в РФ включает:
- счет товаров и услуг;
- производство;
- образования доходов;
- распределения первичных доходов;
- вторичного распределения доходов;
- использование располагаемого дохода;
- операций с капиталом;
- финансовый учет.

Для экономики в целом национальные счета включают следующие 6 счетов:
1. Счет благ, услуг и производства.
2. Счет дохода и потребления.
3. Счет накопления.
4. Счет создания стоимости вне производства(переоценка).
5. Открывающий баланс.
6. Закрывающий баланс.

Для дальнейшего изучения необходимо выделить некоторые понятия СНС, которые нужны для того, чтобы были понятны те макроэкономические показатели, которые публикует Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат).

Институциональная единица – это экономическая(хозяйственная) единица, которая может от своего имени владеть активами,принимать на себя обязательства и заниматься хозяйственной деятельностью с другими хозяйствующими единицами.

Институциональная единица является резидентом, если она имеет центр экономических интересов на территории данной страны. Таким образом, резидентами РФ являются юридические и физические лица, осуществляющие на ее территории деятельность в течение не менее одного года независимо от гражданства.

Институциональные сектора в СНС – различаются в зависимости от институциональных единиц – резидентов

Схема 1.
Сектора институциональных единиц в СНС-93

Все институциональные единицы группируются в институциональные секторы в зависимости от своих основных функций, поведения и целей таких секторов в СНС-93 насчитывается пять:
1. нефинансовые предприятия или фирмы;
2. финансовые учреждения (банки);
3. государственные учреждения;
4. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (политические партии, религиозные организации, профсоюзы,общественные объединения);
5. домашние хозяйства.

В версии СНС-93 предполагается также учет экономической деятельности в сфере теневой, или не наблюдаемой, экономики.

В состав счетов СНС включаются:

Основные показатели СНС

В систему национальный счетов, входят такие показатели, как:.

ВВП (Валовой внутренний продукт) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны,независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности граждан данной страны или они принадлежат иностранцам. Стоимость промежуточных товаров и услуг не включается в ВВП.

ВНП (Валовой национальный продукт) - это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в определенный период (год). Он измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, а также на территории других стран.

ВНД (Валовой национальный доход) - представляет собой текущую рыночную оценку всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности резидентов, в том числе и на территории других государств. На ВНД оказывает влияние фактор«резидентности».

Резиденты – все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории данной страны (или проживающие в стране) не менее 1 года.

ВНД = ВВП (плюс-минус) сальдо первичных доходов из-заграницы

ЧВП (чистый внутренний продукт ) = ВВП – Амортизация

ЧНД (чистый национальный доход) = ВНД - Амортизация

НД (национальный доход , то есть доходы поставщиков факторов производства от участия в текущем производстве - общий объем заработной платы, ренты, процентов и прибылей, или сумма цен факторов производства) = ЧВП – Косвенные налоги.

ЛД (личный доход – полученный доход в отличие от национального дохода, то есть заработанного дохода) = НД – Взносы на социальное страхование, Налоги на прибыль корпораций, Нераспределенные прибыли корпораций + Трансфертные платежи(трансферты не являются результатом трудовой деятельности).

ЛД = ЧНД - (косвенные налоги + взносы на социальное страхование + налоги на прибыль корпораций + нераспределенные прибыли корпораций) + трансфертные платежи.

РД (располагаемый доход – доход после уплаты налогов) = ЛД – индивидуальные налоги.

Таким образом, система национальных счетов не только позволяет рассматривать итоги деловой активности населения страны на стадиях производства, распределения и использования ВВП, но и дает правительству возможность определить основные цели макроэкономической политики, исходя из показателей.

Конечные товары и услуги - это такие товары или услуги, которые в течение года приобретаются для конечного потребления и не используются для промежуточного потребления (то есть для производства других товаров или услуг).

В макроэкономике существуют проблемы, связанные с оценкой ВВП как главного показателя итогов экономической деятельности.

I . Показатель ВВП не отражает воздействия производства на окружающую среду (сопровождался ли рост производства экологическими катастрофами, отравлением рек и земли кислотными дождями, засорением почвы).

II . В ВВП сложно учесть деятельность в секторе теневой экономики, хотя в версии СНС-93содержатся рекомендации по учету теневой деятельности в составе ВВП. Существуют и другие термины теневой экономики: неформальная экономика, подполная экономика, нелегальная экономика и др. Существует термин используемый как международными организациями, так и Росстатом: ненаблюдаемая экономика.

Ненаблюдаемая экономика подразделяется на 4 вида производства :

1. теневое. В ВВП не учитывается поток товаров и услуг в рамках теневого производства, или теневой экономики, под которой подразуме6вается разрешенная законом деятельность,которая официально не декларируется или преуменьшается осуществляющими ееэкономическими субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, социальных взносов и др.

2. незаконное .В ВВП не учитываются действительно незаконные виды деятельности – изготовление и продажа наркотиков, проституция и прочая деструктивная деятельность, - потому что их субъекты не регистрируются в официальных органах, а доходы не декларируются. Примечательно, что в случае легализации деятельности, ранее считавшейся незаконной, рыночная оценка последней будет включаться в состав ВВП.

3. неформального сектора , которая определяется как «все виды производственной деятельности, осуществляемые теми не корпоративными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы или размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство». Например, если семья занимается выпечкой булочек в собственной квартире на продажу и предприятие не зарегистрировано.

4. домашних хозяйств для собственного конечного использования, то есть то, что не«выносится на рынок» и не имеет рыночной стоимости.

III . При исчислении ВВП, как правило, величина добавленной стоимости устанавливается на рынке. Но это сложно сделать по отношению к услугам, которые относятся к государственному сектору и предоставляются более или менее бесплатно: обучение, медицина и т.д. Добавленная стоимость при учете вклада в ВВП учителей, медсестры и офицера определяется в соответствии с их заработной платой, которая не обязательно отражает их индивидуальный вклад в добавленную стоимость, т.к. она устанавливается не на рынке, а государством.

Эти недостатки попытались устранить американские ученые В.Нордхаус и Дж. Тобин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ), для подсчета которого из ВВП необходимо вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него.Самое сложное при реализации этой концепции – дать денежную оценку факторов,влияющих на ЧЭБ.

Чистый национальный продукт равен:

Методы расчета ВВП

В макроэкономике принято выделять три метода исчисления ВВП:
1. производственный (по добавленной стоимости);
2. суммирования расходов (метод конечногоиспользования);
3. суммирования доходов (распределительный метод).

Использование любого метода дает в итоге одинаковую величину ВВП. Однако источники сведений для системы национальных счетов весьма разнообразны. Ими могут быть отчеты и обследования деятельности предприятий, бухгалтерские балансы, статистика розничных продаж, выборочные обследования различных отраслей промышленности, отчеты банков о прибылях и убытках, обследования бюджетов домашних хозяйств, налоговые декларации экономических субъектов и другие источники.

Система национальных счетов и история ее создания

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets).

Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема в экономиках развитых стран (так называемый период процветания – prosperity) с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития. Причем, исследования проводились не только в специально созданной в начале 20-х годов в США частной организации - Национальном Бюро Экономических Исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла, что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей.

Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во Всероссийском (а впоследствии Всесоюзном) Совете Народного Хозяйства – ВСНХ - в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции. В октябре 1929 разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому Краху или Великой Депрессии 1929-1933 гг. В начале 1930 года Конгресс США принимает постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана. После второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в Системе Национальных Счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987г.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).

Соотношение показателей в системе национальных счетов

Как уже отмечалось, основными показателями в СНС выступают три показателя совокупного продукта: валовый внутренний продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).

ВНП = ВВП + ЧФД

Соответственно,

ВВП = ВНП – ЧФД

Величина чистых факторных доходов представляют собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах и доходами, полученными иностранцами (нерезиденты) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product – NNP), то в отличие от ВНП, который характеризует национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию: ЧНП = ВНП – А. ЧНП может быть подсчитан и по расходам, и по доходам.

ЧНП по расходам = потребительские расходы (С) + чистые инвестиционные расходы (I net) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ЧНП по доходам = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги

Национальный доход (National Income - NI) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, т.е. сумма факторных доходов. Его можно получить: а) либо, если из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП – косвенные налоги; б) либо, если просуммировать все факторные доходы:

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income - PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Чтобы рассчитать ЛД, необходимо из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств, т.е. является частью коллективного, а не личного дохода, и добавить все то, что увеличивает их доходы, но не включается в НД:

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – налог на прибыль корпораций – нераспределенная прибыль корпораций + трансферты + проценты по государственным облигациям

ЛД = НД – взносы на социальное страхование – прибыль корпораций + дивиденды + трансферты + проценты по государственным облигациям

Третий вид совокупного дохода – располагаемый личный доход (Disposal Personal Income – DPI) – это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых (в первую очередь, подоходных) налогов:

РЛД = ЛД – индивидуальные налоги

Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на потребление (consumption - С) и сбережения (saving - S):

Различают следующие виды сбережений:

  1. личные сбережения (personal savings) или сбережения домохозяйств, которые могут быть подсчитаны как разница между располагаемым личным доходом и расходами на личное потребление:

    S personal = РЛД – С;

  2. сбережения бизнеса (savings of business), включающие амортизацию и нераспределенную прибыль корпораций, которые служат внутренними источниками финансирования и основой для расширения производства;
  3. частные сбережения (private savings), т.е. сбережения частного сектора, состоящие из суммы сбережений домохозяйств и сбережений фирм, т.е. суммы личных сбережений и сбережений бизнеса:

    S private = S personal + S business ;

  4. государственные сбережения (government savings), которые имеют место в случае излишка (положительного сальдо) государственного бюджета, когда доходы бюджета превышают расходы.

    S government = доходы бюджета – расходы бюджета > 0.

    К доходам государственного бюджета относятся все налоговые поступления, прибыль государственных предприятий, доходы от приватизации и др.:

    Доходы бюджета = индивидуальные налоги + налог на прибыль корпораций + косвенные налоги на бизнес + взносы на социальное страхование + прибыль государственных предприятий + доходы от приватизации Расходы бюджета = государственные закупки товаров и услуг + трансферты + проценты по государственным облигациям.

    Сальдо бюджета = доходы бюджета – расходы бюджета

  5. национальные сбережения (national savings), которые представляют собой сумму частных сбережений и государственных сбережений:

    S national = S private + S government

  6. сбережения иностранного сектора (foreign sector savings) имеют место в случае дефицита (отрицательного сальдо) торгового баланса данной страны, когда импорт превышает экспорт, т.е. чистый экспорт отрицателен. Это означает, что доходы иностранного сектора от продажи своих товаров и услуг данной стране (для данной страны это расходы по импорту) превышают расходы на покупку товаров и услуг данной страны (для нее – это доходы от экспорта):

    S foreign = Im - Ex > 0

    Сумма сбережений всех секторов (частного, государственного и иностранного) равна величине совокупных инвестиций

    I = S private + S government + S foreign = S + (T – G) + (Im – Ex)

Примечания. Иногда в задачах по СНС требуется определить величину изъятий и инъекций. Следует иметь в виду, что к изъятиям относятся: частные сбережения, включающие личные сбережения и сбережения бизнеса; все виды налогов, в том числе взносы на социальное страхование; импорт; к инъекциям относятся: чистые инвестиционные расходы, государственные закупки товаров и услуг, дивиденды, трансферты, проценты по государственным облигациям, экспорт.

Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как а) величина ВВП на душу населения (GDP per capita), т.е. ВВП / численность населения страны; или б) величина национального дохода на душу населения (NI per capita), т.е. НД / численность населения страны. Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

Однако эти показатели весьма несовершенны и не в состоянии точно отразить качество жизни. Их основные недостатки заключаются в том, что:

  1. они усредненные (если у одного человека два автомобиля, а у другого ни одного, то в среднем каждый имеет по одному автомобилю);
  2. они не учитывают многие качественные характеристики уровня благосостояния (две страны, имеющие одинаковую величину НД на душу населения, могут иметь разные: уровень образования, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и смертности, уровень преступности и др.);
  3. они игнорируют разную покупательную способность доллара в разных странах (на 1 доллар в США и, например, в Индии можно купить разное количество товаров);
  4. они не учитывают негативных последствий экономического роста (степень загрязнения окружающей среды, зашумленности, загазованности и т.п.).

В целях более точной оценки уровня благосостояния в 1972 году два американских экономиста – лауреат Нобелевской премии Джеймс Тобин и Уильям Нордхауз (соавтор лауреата Нобелевской премии Поля Самуэльсона в написании всемирно известного учебника «Экономикс») – предложили методику расчета показателя, названного «Чистое Экономическое Благосостояние» (Net Economic Welfare). Этот показатель включает в себя стоимостную оценку всего, что улучшает благосостояние, но не учитывается в ВВП (value of goods) (например: количество свободного времени для повышения уровня образования, воспитания детей, самосовершенствования; труд на себя; улучшение уровня и качества медицинского обслуживания, снижение уровня загрязнения окружающей среды и т.п.).

Но при расчете этого показателя из величины ВВП вычитается стоимость всего того, что ухудшает качество жизни, снижает уровень благосостояния (value of bads), (например: уровень заболеваемости и смертности, качество образования, продолжительность жизни, уровень преступности, степень загрязнения окружающей среды, негативные последствия урбанизации и т.п.).

Исторический справка. 1

Структура и основные категории системы.. 2

Границы производства в СНС.. 4

Группировка экономических единиц по институциональным секторам.. 5

Региональные показатели системы национальных счетов . 5

Основные показатели СНС и методы их расчета. 7

Принципы оценки.. 11

Историческая справка

Система национальных счетов (СНС) - это соответствующий рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве .

Разработка системы национальных счетов, как теоретической основы макроэкономической статистики, базируется на работах У. Петти и Г. Кинга, Дж. М. Кейнса, П. Буагильбера, Р. Стоуна, Я. Тинбергена, Р. Фриша, В. Леонтьева, К. Кларка, С. Кузнеца, А. Маршалла , А. Пигу, Дж. Хикса (XVII - ХХ вв.) и других экономистов и статистиков, посвященных статистике национального дохода и теории экономического цикла.

Следует отметить, что основополагающие принципы, положившие начало современной СНС сформулированы в опубликованном в 1947 году в приложении к Меморандуму Комитета экспертов по статистике Лиги Наций "Измерение национального дохода и построение национальных счетов" ("Measurement of National Income and the Construction of Social Accounts"), автор Ричард Стоун1).

Работа Стоуна принципиально отличается от более ранних попыток тем, что она открыто включила национальный доход в рамки двойной бухгалтерии , в которой учитывались данные о доходах и расходах в домашнем хозяйстве, частном секторе и в правительственной деятельности, что позволяло производить сравнительный анализ результатов деятельности как в различных секторах экономики, так и в разных странах.

Обобщив теоретический и практический опыт развитых стран в национальном счетоводстве в 1953 году ООН при поддержке других международных организаций была опубликована Система национальных счетов. За ней последовала версия 1968 года. В 1993 году была принята современная версия СНС. В 2003 году Статистическая комиссия ООН приняла решение о завершении работ по созданию нового стандарта СНС в 2008 году.

В России СНС внедряется с начала 90-х годов ХХ века. Внедрение СНС потребовало совершенствования национальной статистической практики, пересмотра форм организации статистических наблюдений, методов построения классификаций и расчетов показателей в статистике предприятий и домашних хозяйств, труда, цен, госфинансов, платежном балансе и т. д.

Современная СНС не только определяет выходные параметры экономики, но и показывает, каким образом экономика функционирует, как эти параметры достигаются.

Структура и основные категории системы

Система национальных счетов (СНС) – центральный раздел экономической статистики, представляющий систему взаимосвязанных показателей, отражающих экономическое поведение участников хозяйственной деятельности, их взаимоотношения и результаты хозяйственной деятельности. СНС предназначена для количественного описания и анализа обобщающих результатов экономического развития стран.

СНС обеспечивает характеристику состояния и развития не только экономики в целом, но и ее важнейших структурных подразделений – отраслей и институциональных секторов, позволяет выявлять уровень межотраслевого взаимодействия, степень взаимосвязи между институциональными секторами.

СНС является инструментом координации всей экономической статистики, поскольку представляет собой особую форму упорядочения и систематизации статистической информации о различных аспектах экономического процесса. СНС позволяет выявить ключевые макроэкономические переменные, необходимые для анализа состояния и динамики экономики, ее структуры, взаимосвязей между различными фазами процесса воспроизводства. Это упорядочение опирается на ряд концепций и постулатов, определяющих границы экономического производства , содержание показателей доходов и богатства, принципы оценки потоков и запасов, систему взаимоувязанных классификаций экономических операций, активов и обязательств и методы оценки показателей.

СНС обеспечивает последовательное описание всех аспектов экономического процесса: производство, распределение и перераспределение доходов , потребление и сбережение, финансирование инвестиций, операции с финансовыми инструментами, внешнеэкономические связи , формирование национального богатства. В обобщенном виде СНС содержит информацию о всех хозяйствующих субъектах (институциональных единицах), о всех экономических операциях (с товарами и услугами, доходами и финансовыми инструментами), о всех активах и обязательствах хозяйствующих субъектов.

В настоящее время СНС включает систему счетов макроуровня, счетов отраслей экономики и секторов национального хозяйства. Система счетов для макроуровня почти в точности соответствует структуре счетов для отраслей и секторов. Выделяется система счетов для внутренней экономики и для внешней экономики.

Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности. Каждая экономическая операция отражается в счетах дважды: один раз - в ресурсах, другой - в использовании. Итоги экономических операций на каждой стороне счета балансируются по определению или с помощью балансирующей позиции, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. В системе счетов отражается взаимосвязь между начальным формированием ресурсов, движением доходов и их использованием и конечными финансовыми результатами деятельности, финансово-экономическим положением, включая изменения в балансе активов и пассивов (Рис.1).

Т. о. счета СНС являются счетами потоков , то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.

Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изме­нение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в кото­рых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.

Система национальных счетов в России в настоящее время включает в себя следующие счета:

счет товаров и услуг;

счет производства;

счет образования доходов;

счет вторичного распределения доходов;

счет операций с капиталом.

Границы производства в СНС

Границы производства определяются в СНС как вся деятельность единиц-рези­дентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономических интересов в России и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг . Производственная деятель­ность охватывает деятельность предприятий , производящих товары и услуги как рыночные, так и нерыночные (реализуемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения и не оказывающим значительного влияния на спрос).

В границы производства включается также производственная деятельность домаш­них хозяйств. Она охватывает производство всех товаров независимо от того, прода­ны они или нет, включая сельскохозяйственную продукцию, полученную в личных под­собных хозяйствах, строительство своими силами и различные услуги, реализованные на сторону, в том числе тор­говые, посреднические и т. д. Услуги, производимые домашними хозяйствами для соб­ственного потребления (домашние услуги), не включаются в границы производства, кро­ме условно исчисленной стоимости услуг предоставленных в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах.

В границы производства включается также скрытое и неформальное производство . В понятие скрытого производства в статистике России включается экономическая деятельность, разрешенная законом, но скрываемая или преуменьшаемая по объему с целью уклонения от налогов и других обязательств перед государством.

Под неформальным производством понимается производственная деятельность некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих рыночную продукцию. В российской статистике в состав неформального производства включается также производство некорпорированными предприятиями домашних хозяйств продукции для собственного использования.

Расчеты показателей скрытой и неформальной экономики ведутся на основании косвенной информации, применения балансовых и других специфических методов и экспертных оценок. Поправки на скрытую и неформальную деятельность делаются как для показателей производства ВВП, так и для показателей состава ВВП с точки зрения доходов и расходов. Суммарная поправка на различные виды скрытой и неформальной деятельности и не учитываемые в обычном порядке экономические операции составляла в последние годы от одной пятой до одной четвёртой ВВП России.

Незаконную (теневую) деятельность по производству товаров и услуг, такую как производство и реализация наркотиков и оружия, рекомендуется включать в границы производства в соответствии с международным стандартом СНС. Однако, в международной практике результаты экономической деятельности, не разрешенной законом, в границы производства не включаются .

Группировка экономических единиц по институциональным секторам

В СНС применяется группировка экономических единиц по институциональным секторам . Сектор пред­ставляет собой совокупность институциональных единиц (то есть хозяйствующих субъ­ектов, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осу­ществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами), однородных с точки зрения выполняемых функций и . В российской СНС выделяются сле­дующие секторы национальной экономики: нефинансовые корпорации; финансовые корпорации; государственное управление ; некоммерческие организации , обслужи­вающие домашние хозяйства; домашние хозяйства . Взаимосвязи секторов внутренней экономики с другими странами отражены в счетах “остального мира” (на региональном уровне не разрабатывается) , объединяющих все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Резидентами считаются предприятия, организа­ции и домашние хозяйства, имеющие центр экономического интереса на экономичес­кой территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Региональные показатели системы национальных счетов .

В рамках создания системы национальных счетов Федеральная служба государственной статистики разра­ба­тывает методологию и организационные решения построения системы показателей раз­вития экономики регионов в соответствии с методологией СНС . Эти показатели не по­вто­ряют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением раз­вития российской макроэкономической статистики и международными стандартами.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживаю­щих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций , профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам. С точки зрения того, кто получает выгоду от расходов на конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг . Для домашних хозяйств оно включает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Для государственных учреждений фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления для экономики в целом равны между собой.

Сбережение - часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.

Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидент­ными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капи­тала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных матери­альных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведен­ные активы.

Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение произ­водственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения влияния изменения цен.

Чистое приобретение ценностей - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений искусства.

Принципы оценки

Учет экономических операций в системе национальных счетов осуществляется в ценах на момент их совершения (в текущих ценах).

ВВП оценивается в текущих рыночных ценах (в ценах конечного покупателя).

Цена конечного покупателя включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидий на продукты.

Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам .

Основная цена - цена, получаемая произво­дителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты.

Нерыночные товары и услуги оцениваются с использованием рыночной цены на аналогичные товары и услуги, реализуемые на рынке, если ее возможно установить, или по затратам на производство , если рыночная цена отсутствует. В частности, по затратам на производство оцени­ваются услуги государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Оценка в сопоставимых ценах выполняется как в части производства валового внутреннего продукта, так и его использования, на региональном уровне только в части произведенного ВРП.

Переоценка показателей производства ВВП в сопоставимые цены осуществляется путем дефлятирования (переоценки выпуска и промежуточного потребления отраслей по соответствующим индексам цен) или методом экстраполяции базисного уровня добавленной стоимости отрасли с помощью количественных индикаторов, адекватно отражающих динамику развития производства в данной отрасли.

Индексы реального объема ВВП и его компонентов к соответствующему периоду предыдущего года рассчитаны как частное от деления показателя отчетного периода в ценах предыдущего года на аналогичный показатель соответствующего периода предыдущего года ценах предыдущего года.

Уильям (Вильям) Петти (1623-1687). основоположник английской классической политической экономии. "Труд есть отец богатства, а земля - его мать".

КИНГ ГРЕГОРИ () демограф и статистик национального дохода (экономический статистик)

1) СТОУН (Stone), Ричард (1913–1991), британский экономист, удостоенный премии памяти Нобеля по экономике, 1984 г. в призвание его «новаторской работы» и «его существенного вклада в развитие экономической науки», почетные ученые степени университетами Осло, Брюсселя, Женевы , Уорвика, Парижа и Бристоля, считается основоположником системы национальных счетов.

Новое на сайте

>

Самое популярное