Домой Рефинансирование Размер штрафа за несвоевременную уплату ндс. Штраф за неуплату ндс Неоплаченный ндс

Размер штрафа за несвоевременную уплату ндс. Штраф за неуплату ндс Неоплаченный ндс

п. 5 ст. 173 НК РФ
5.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами
в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы
налога:(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 1)
лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками,
освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с
исчислением и уплатой налога;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) При
этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма
налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю
товаров (работ, услуг).
Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173
настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода
исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший
налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим
налоговым периодом.
В
случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является
территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными
лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве
налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами
одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким
налогоплательщикам.(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ) Банк,
обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение
на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если
налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с
открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для
уплаты всей суммы налога.(абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ) 5.Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173
настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту
своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному
формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через
оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговые
агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся
налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей
налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны
представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую
налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за
истекшим налоговым периодом.

Статья 75. Пеня
1.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма,
которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся
сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с
перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более
поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и
сборах сроки.

2.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате
сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения
исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер
ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или
сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.обеспечительные меры в виде приостановления операций по
счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы
налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46
настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию
налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество
налогоплательщика (участника консолидированной группы
налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период
действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении
отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не
приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)Абзац исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции) 5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. 6.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств
налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества
налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.(в ред. Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ) 7.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на
плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу
налогоплательщиков.(п. 7 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 8.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у
налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате
выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога
(сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и
сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым
или другим
уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным
должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные
обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа
этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным)
периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания
такого документа). Положение,
предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если
указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной
информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом).(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)(п. 8 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) тавлечет
взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный
законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей
уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или
неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более
30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2.
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение
налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного
товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный
законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.(п. 2 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)
Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом,(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушение правил учета
доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти
деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии
признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122,
определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых
правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания
привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных
действий. 3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Под
грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов
налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров
бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и
более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и
в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных
ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)(в ред. 1.
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения
налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или
других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не
содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога 3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Несвоевременная уплата НДС - какие штрафные санкции предусмотрены за подобное правонарушение? Статья рассматривает вопрос несвоевременной уплаты НДС , из нее вы узнаете о субъективных обстоятельствах, которые могут повлиять на снижение штрафа.

Какие штрафы грозят нарушителям сроков оплаты НДС

Налоговым законодательством предусмотрены штрафные санкции за несовременную уплату НДС в виде 20% от неуплаченной суммы. К злостным нарушителям, умышленно задерживающим оплату налога, применяются двойные санкции, то есть вместо 20 им придется внести уже 40% от суммы неуплаты.

Налоговики считают, что несвоевременная уплата НДС - это серьезное налоговое нарушение (ст. 122 НК РФ). Однако существуют различные ситуации, когда наказание может быть смягчено. О них мы расскажем в следующем разделе.

Что может повлиять на смягчение наказания?

Перечень обстоятельств, способных значительно уменьшить наказание:

  1. Излишне уплаченная в бюджет сумма НДС.
  2. Погашение задолженности по налогу, а также пеней в добровольном порядке.
  3. Налогоплательщиком сроки внесения суммы НДС в государственную казну были нарушены в первый раз.

Смягчающие обстоятельства перечислены в пп. 3 и 1 ст. 112 НК РФ. Согласно положениям этой статьи, в некоторых случаях налоговики и судьи могут уменьшить степень ответственности налогоплательщика, задерживающего перечисление налога в бюджет или не полностью оплатившего сумму, зафиксированную в декларации. Сюда могут быть отнесены случаи болезни или даже смерти родного человека, а также возникновение угрозы жизни или здоровью. Однако жизнь не так однозначна, поэтому и другие сложные ситуации, не подпадающие под точные определения этой статьи, могут быть признаны смягчающими и способны повлиять на вынесение решения о наказании.

Облегчает ли наказание переплата налога?

Суды по-разному подходят к вынесению решений о наказании в случае нарушения сроков оплаты при имеющейся у налогоплательщика переплате.

Многие судебные постановления показывают, что переплата по налогу положительно сказывается на наказании налогоплательщика. Степень вины определяется судом исходя из сложившейся ситуации. Пример можно увидеть в постановлении ФАС СКО от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010. Судом было дано разъяснение, что переплата по счетам компании образовалась от некорректных расчетов суммы налога и ее нельзя воспринимать как меру уклонения от обязанности налогоплательщика. Многие арбитражные суды поддерживают это мнение при вынесении своих решений.

В большей степени влияет на решение судейского состава о невиновности налогоплательщика факт переплаты, выявленной на момент установки недоимки и превышающей эту недоимку. Подобное утверждение можно увидеть в вынесенном Арбитражным судом ЗСО решении по делу № А45-806/2004-СА40/45, отраженном в постановлении от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008 (1938-А45-25). На этом прецеденте основаны решения и некоторых других арбитражных судов.

Зачастую суды смягчали меру ответственности за не вовремя оплаченные суммы не только по НДС, но и по налогу на прибыль компаний и имущество.

Но не каждый суд признает переплату как послабление при вынесении решений об определении виновности налогоплательщика, если обнаружится, что НДС или любой другой налог был проплачен несвоевременно. Например, такое мнение высказал Арбитражный суд Уральского округа 20.08.2008 в постановлении № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Судом было отказано в иске о снижении штрафных санкций. Судьи дали объяснение: только суды общей юрисдикции могут определять, были ли какие-либо смягчающие наказание обстоятельства на момент совершения правонарушения или нет.

Как погашение недоимок и пеней в добровольном порядке влияет на наказание

Что касается вопроса о погашении недоимок и пеней в добровольном порядке и о влиянии этого факта на смягчение приговора, то суды не пришли к однозначному мнению и выносят противоречивые постановления.

Мнение № 1: досрочное погашение долгов по выявленным недоимкам и пеням признается как смягчающее обстоятельство в момент определения степени вины налогоплательщика при неоплате или частичной уплате причитающихся сумм налога. Самые убедительные аргументы в пользу этой точки зрения содержатся в постановлении ФАС СКО от 23.10.2013 по делу № А32-37825/2012. В нем судом отмечено, что налогоплательщик с целью уменьшить свою вину за то, что он не вовремя рассчитался с бюджетом, самостоятельно перечислил сумму задолженности и пеню. Данный факт суд признал как смягчающее обстоятельство. Такими же доводами оперируют Федеральные арбитражные суды ЗСО и Волго-Вятского округа в постановлениях от 04.03.2013 по делу № А27-15083/2012 и от 19.09.2012 по делу № А28-11341/2011.

Но признание факта досрочного погашения возникшей задолженности по налогам в качестве смягчающего обстоятельства возможно только в одном случае: если налогоплательщик полностью рассчитался с бюджетом до того, как был проверен налоговиками. То есть в качестве смягчающего обстоятельства при установлении степени его вины могут быть признаны поданные уточняющие декларации и произведенная оплата. Эта позиция нашла отражение в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу № А55-12545/2011.

Мнение № 2: арбитражные суды не считают досрочное погашение задолженностей смягчающим вину налогоплательщика обстоятельством. Свои выводы они основывают на том, что требования налоговой инспекции не могут повлечь за собой смягчение самой вины компании, поскольку она обязана исполнять свои прямые обязанности по уплате причитающегося налога самостоятельно, без требований ИФНС. Эти выводы содержатся в постановлении суда ФАС ЗСО от 31.01.2012 по делу № А27-6262/2011, в обжаловании вынесенного решения в Президиуме ВАС было отказано.

Налогоплательщик в первый раз нарушил сроки оплаты, возможны ли послабления ?

Как и другие спорные моменты, касающиеся статьи НК РФ 122, этот вопрос суды рассматривают с разных точек зрения и выносят противоречащие друг другу постановления о признании/непризнании в качестве смягчающего обстоятельства первичного несоблюдения установленных сроков.

Так, ФАС Приволжского и Северо-Кавказского округов посчитали это обстоятельство смягчающим вину налогоплательщика в постановлениях от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013 и от 14.03.2014 по делу № А32-26775/2011.

Другая позиция арбитражных судов основывается на выводе, что, исходя из положений ст. 112 НК РФ (п. 1–3), в перечень смягчающих обстоятельств не внесена позиция о первичном нарушении установленных сроков по уплате налога, поэтому этот факт нельзя признать как смягчающий вину налогоплательщика. Это нашло отражение в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А78-7098/2011. Истец получил отказ в направлении жалобы в Президиум ВАС РФ на это решение. Такое же мнение высказал и суд Поволжского федерального округа в постановлении от 13.09.2011 по делу № А55-25957/2010.

С 01.09.2020 налоговые органы получат право...

Подробнее...

В 2020 году ФНС смогут закрывать ИП

С 01.09.2020 налоговые органы получат право принудительно исключать индивидуального предпринимателя из ЕГРИП без решения суда или его личного заявления. Новые правила утверждены законом № 377 от 12 ноября 2019 года.
В настоящее время деятельность ИП может быть прекращена добровольно, а в случае его банкротства - через суд. Для иностранных граждан есть дополнительное основание - окончание срока действия документа на право пребывать в РФ или его аннулирование.
По новым правилам налоговая сможет реализовать такое право только при наличии следующих факторов, которые должны учитываться одновременно:

  • у него есть недоимка и задолженность по налогам (сборам);
  • он 15 месяцев не подавал отчетность или не покупал патент.
Новые правила будут выгодны тем ИП, которые после регистрации не ведут деятельность. Ведь пока предприниматель не исключен из ЕГРИП, он обязан отчислять взносы на свое страхование. Однако в соответствии с новым законом, если предпринимателя принудительно исключили из ЕГРИП, он не сможет повторно встать на учет как минимум 3 года.

eCOM-встреча «Трансформация»

Как быстро начать продавать в интернете? Узнайте бесплатно...

Подробнее...

eCOM-встреча «Трансформация»

Как быстро начать продавать в интернете?
Узнайте бесплатно на eCOM-встрече «Трансформация»

Вам не хватает знаний по e-commerce? Тогда не упустите возможность прокачать себя абсолютно бесплатно. Выйдите на новый уровень общения с клиентами на eCOM-встрече «Трансформация». Участие бесплатное, просто регистрируйтесь и приходите.

ECOM-встреча «Трансформация» соберет владельцев бизнеса, руководителей и маркетологов, а также тех, кто хочет по-новому взглянуть на привычные бизнес-процессы. Только здесь в Барнауле у вас будет возможность зарядиться свежими идеями и знаниями, познакомиться с коллегами и обменяться опытом.

Что будет на eCOM-встрече?

  • 6 докладов – опыт практиков и максимум дискуссий;
  • 6 точек роста для развития бизнеса в интернете;
  • 90 будоражащих минут онлайн-трансляции об обновлении «1С-Битрикс: Управление сайтом» из Москвы;
  • 120 единомышленников рядом с вами, которые также заинтересованы в трансформации своего бизнеса.
У вас есть более интересное предложение провести 12 ноября? Возможно. Но отразится ли оно на вашем бизнесе так же позитивно, как наша? Решайте сами – сделать рывок вперед или продолжать топтаться на месте.

Срок для безналоговой продажи жилья сократят

С 2020 года минимальный срок владения жильем, после которого можно не платить...

Подробнее...

Срок для безналоговой продажи жилья сократят с 5 до 3 лет

С 2020 года минимальный срок владения жильем, после которого можно не платить НДФЛ при продаже, сократили с пяти до трех лет. Таким образом, расширится перечень категорий квартир, для которых будет действовать трехлетний минимальный срок владения.
Не нужно будет платить налог при продаже:

  • квартир, которые являются для собственника единственным жильем;
  • квартир, купленных до 1 января 2016 года;
  • приватизированных квартир;
  • квартир, полученных по договору пожизненного содержания с иждивением;
  • квартир, доставшихся по наследству;
  • квартир, полученных по договору дарения от близких родственников или членов семьи.
Нововведения касаются не только квартир, но и земельных участков с жилыми домами и хозяйственными постройками.

Важно! Этим же законом вносятся изменения, напрямую затрагивающие продавцов квартир. Сейчас, если продавец (физическое лицо) после продажи квартиры не сдает в налоговый орган декларацию, налоговики самостоятельно не могут начислить ему налоги. Налог рассчитывается только после проверки поданной декларации. Если же налогоплательщик декларацию не подает, проверять просто нечего. С 2020 года налоговый орган сможет сам рассчитать размер налога и начислить его, не дожидаясь информации от налогоплательщика.

Сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России - pfrf.ru и на сайте Портала государственных услуг - gosuslugi.ru . Чтобы войти в личный кабинет, необходимо зарегистрироваться и получить подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале Госуслуг.
Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:
  • у работодателя (по последнему месту работы);
  • в территориальном органе Пенсионного фонда России;
  • в многофункциональном центре (МФЦ).
При устройстве на работу работодателю представляется информация либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том, и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учета.
При увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.

Налог на добавленную стоимость, как и любой другой налог, мало кому хочется платить. Именно поэтому многие руководители задумываются о том, как его уменьшить или не платить его вовсе. Что им за это грозит? Можно ли не платить налог и при этом избежать какой-либо ответственности?

Существует две распространенные причины неуплаты НДС:

  • Намеренное уклонение от уплаты этого налога
    У многих бизнесменов острое чувство несправедливости вызывает тот факт, что с увеличением прибыли увеличивается и НДС. То есть, чем успешнее компания, чем больше сил и энергии в нее вложено, тем больше ей приходится отдавать государству. Кроме того, НДС ставит компанию в достаточно жесткие рамки: несмотря на то, что продукцию организация может реализовать через полгода или даже год, налоги она должна платить регулярно. Для налоговиков не имеет значения, продан товар или нет. И если одних предпринимателей эти «особенности» налога возмущают и заставляют искать законные способы его сокращения, то у других реакция совершенно иная: не платить!
  • Ненамеренная задержка сроков оплаты
    Она быть связана с тем, что бухгалтер просто забыл о необходимости оплатить налог. Или он напутал сроки. Или бухгалтер допустил ошибку в декларации по НДС. Ошибку пришлось исправлять, а это привело к неуплате НДС в срок. В конце концов, бухгалтер мог в самый ответственный момент заболеть. Все это вполне понятно. Проблема в том, что за ошибки штатного сотрудника личную ответственность несет руководитель компании. А все штрафы и пенни платятся из ее бюджета.

Ответственность за неуплату НДС в 2015-1016 годах

Какие штрафы, пенни, санкции и другие последствия грозят за неуплату НДС? Ответственность за несвоевременную уплату или уклонение от уплаты этого налога предусмотрена сразу в трех кодексах РФ: об административных правонарушениях, налоговом и уголовном.

    Административная ответственность за неуплату НДС
    За непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля наказываются должностные лица, то есть руководители организации. Именно к ним применяются все санкции. Наказание – штраф от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ), а за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности – от 2 000 до 3 000 рублей (статье 15.11 КоАП РФ).

    Налоговая ответственность за неуплату НДС
    По налоговому кодексу, за неуплату НДС расплачиваться придется опять же руководителю (статья 122 НК РФ). Размер штрафа или пенни зависит от формы вины недобросовестного налогоплательщика. И здесь суммы уже серьезнее.

    Если неуплата или несвоевременная уплата НДС совершены по неосторожности, сумма штрафа составит 20% от суммы налога (п. 1 статьи 122 НК РФ). Если же правонарушение оказалось умышленным, то штраф составит уже 40% (п. 3 статьи 122 НК РФ).

    Уголовная ответственность за неуплату НДС
    Она предполагает не только финансовую ответственность, но и ограничение свободы виновных лиц в зависимости от тяжести преступления (статьи 198 и 199 НК РФ).

    Так, уклонение от уплаты налогов организацией или предоставление заведомо ложных сведений, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом от 100 до 300 000 рублей, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Если же правонарушение совершено группой лиц по предварительному сговору, то штраф составит от 200 до 500 000 рублей, срок принудительных работа – до 5 лет, срок лишения свободы – до 6 лет.

Конечно, если организация не является злостным неплательщиком, то до уголовной ответственности дело вряд ли дойдет. Административная же и налоговая ответственность вполне реальны, а причина их может оказаться самой банальной – все те же ошибки бухгалтерии.

Ставки высоки
Если вы по неосторожности не доплатили в казну 1 млн рублей, то придется заплатить 200 000 рублей штрафа. Если вы не доплатили намеренно, то придется расстаться с 400 000 рублей.

Можно законно не платить НДС?

Можно. Если обратиться к статье 145 Налогового кодекса РФ, то мы увидим, что в том случае, если сумма выручки от реализации продукции предприятия за три последних месяца не превысили 2 млн рублей, то организация освобождается от уплаты налога. Также можно добиться освобождения от НДС. Но для этого ваша компания должна заниматься определенным видом деятельности.

Если законно не платить НДС не получается, то можно попробовать его уменьшить. Для этого существует два легальных способа: 1) применение пониженных ставок налога, 2) увеличение суммы налоговых вычетов. Подробнее о них мы рассказываем в других публикациях нашего блога.

В качестве заключения

Неуплата НДС рано или поздно может привести к серьезной ответственности перед законом. Несвоевременная же уплата налогов влечет за собой наложение штрафов на организацию, то есть дополнительные расходы.

Проблема в том, что компания при этом может являться абсолютно добросовестным налогоплательщиком. А проблемы с законом у нее могут возникнуть из-за вездесущего человеческого фактора. В данном случае к нему относится или некомпетентность, или высокая загруженность, или обстоятельства личной жизни штатных бухгалтеров. Именно по этим причинам в настоящее время все больше компаний передают свою бухгалтерию на аутсорсинг. Другой вариант – это полностью контролировать работу свой бухгалтерии. Но останется ли тогда время на ведение бизнеса?

Мы коснулись темы субсидиарной ответственности по налоговым нарушениям, но что делать, если проблема принимает совсем дурной оборот и переходит в уголовно-правовую плоскость? Кто ответит по налоговым составам? Когда отвечать будет главный бухгалтер? На все эти вопросы я дам ответ, плюс будет несколько практических советов, как не стать крайним.

Статистика

Сначала о масштабах проблемы. Для этого понадобится немного официальной статистики. Судебный департамент в своей статистике не выделяет отдельно налоговые преступления, включая их в блок преступлений в сфере экономики (а это аж 54 состава преступлений и, внимание (!), сюда не входит такое преступление как мошенничество), за 2016 год таких уголовных дел поступило в суды первой инстанции (районные) - 6100 шт.

Осуждены к различным видам наказаний по 5667 уголовным делам, а оправдательные приговоры наш самый гуманный суд в мире вынес по 32 уголовным делам. Вывод очевиден - если дело дошло до суда, оправдаться будет практически не возможно. Кстати, признали, что бороться в суде бесполезно и надеясь на смягчение наказания, на особый судебный порядок (подсудимый с обвинением соглашается, доказательства судом не рассматриваются) согласились подсудимые по 3374 уголовным делам.

Но какая все же ситуация по приговорам именно по налоговым преступлениям? Государственная автоматизированная система «Правосудие» указывает, что за весь 2015 год в РФ по ст.199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) было вынесено всего 300 приговоров, в 2016 году - 165. По ст. 199.1 УК РФ (Неисполнение обязанностей налогового агента) в 2015 - 22, в 2016 - 15. По ст.199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов) в 2015 - 98, в 2016 - 31.

Лидером за 2015-2016 годы по вынесенным приговорам по ст. 199 УК РФ оказался Краснодарский край (34), на втором месте Ставропольский (32), в Москве - 8, а в Санкт-Петербурге всего 3. Статистика в целом не ужасает. Может быть проблемы нет вообще и ее выдумали юристы и тренеры по налоговой оптимизации, чтобы пугать директоров и бухгалтеров?

По официальным данным МВД, опубликованном на сайте ведомства, за 2015 год выявлено 9041 налоговое преступление, а в 2016 году - 9283. Итого за 2015-2016 года выявлено 18 324 преступления налоговой направленности. Но приговоров за этот период времени вынесено всего 631! А ведь где-то в недрах МВД спрятана еще и статистика по проверкам бизнеса в рамках материала проверки (КУСП) или оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), которые даже не дошли до возбуждения уголовного дела! Эту статистику мы конечно получить не можем (это ни много ни мало государственная тайна!), да она и не особо нужна, но предположу, что за 2015-2016 годы всего проверок бизнеса полицейскими только по налоговым составам было не менее двухсот тысяч.

Можно было бы закончить эту часть статьи оптимистичным заявлением - не бойтесь полицейских проверок, все равно вероятность возбуждения уголовного дела небольшая, а уж до приговора суда довести это надо очень постараться, но во всей приведенной статистике не хватает информации о налоговых преступлениях, которые квалифицировались как мошенничество, а это существенный массив преступлений, связанных с незаконной оптимизацией НДС. Выделить статистику по таким «налоговым» мошенничествам из всех мошенничеств вообще очень сложно, тем не менее, в следующих частях статьи я разберу на конкретных примерах и эту ситуацию, а также дам практически советы, как избежать уголовной ответственности по налоговым преступлениям главным бухгалтерам и директорам организаций в наше неспокойное время.

В первой части статьи мы коснулись статистики и выяснили, что количество судебных решений по уголовным делам по налоговым преступлениям в 29 раз меньше, чем возбужденных уголовных дел. В чем причина, неужели экономическая полиция и следствие настолько плохо работают, что до суда дела просто не доходят?

Не углубляясь в юридические дебри, напомню, что в нашем УПК есть статья 28.1, которую собственникам бизнеса, директорам и главным бухгалтерам надо знать. Называется она «Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности». Смысл прост: если до назначения судебного заседания по уголовному делу обвиняемым ущерб бюджету возмещен полностью, уголовное преследование прекращается. Полное возмещение предполагает не только уплату недоимки, но и пеней и штрафов, а сам обвиняемый такое преступление должен совершить впервые. Так реализуется «легальный» откуп, то есть если вас даже уже прижали, проблему можно решить законно.

Но если дело доходит до суда? Я изучил десятки решений судов по налоговым преступлениям за 2015-2016 годы, узнал мнение правоохранителей и адвокатов и вот какие выводы можно сделать:

1. Большинство налоговых дел имеют высокую инерционность: в вынесенных в 2015-2016 годов приговорах, преступления совершались в 2010-2012 годах. То есть приговора за налоговые преступления 2017 года начнут появляться в 2019 и (страшно сказать) в 2023 годах, что дает основания некоторым собственникам и директорам бизнеса относиться к вопросам оптимизации легкомысленно, руководствуясь присказкой: «Человек предполагает, а Бог располагает».

2. Приговоры 2015-2016 годов по налоговым преступлениям, с точки зрения уголовного права, беззубы, но это не гуманность российского судопроизводства - дело в амнистии, под которую попали почти все подсудимые. Новая широкомасштабная амнистия ожидается к 2025 году, так что тем кто любит рискнуть - можете помечтать судиться не ранее этого года.

3. Уголовные дело по ст.199 ч.1 (если уклонились за 3 года подряд от 5 до 15 млн. рублей, при этом превысив 25% от размера всех подлежащих к уплате налогов или на сумму более 15 млн.) прекращаются в суде за истечением срока привлечения к уголовной ответственности: если со дня совершения преступления до вступления приговора в законную силу прошло 2 года. Учитывая сложность и объем уголовных дел так бывает часто, поэтому одна из работающих тактик защиты - затягивание расследования.

4. Многие уголовные дела по ст.199 ч.1 совершаются директорами крайне глупо или по незнанию (которое правда от ответственности не освобождает) - например распространенное преступление - это выставление счетов с НДС, организациями, применяющими УСН, без последующей уплаты НДС в бюджет. Поэтому директорам, которые считают бухгалтерию делом исключительно бухгалтерии, советую одуматься.

5. Абсолютно любое наказание не освобождает от уплаты недоимок, пеней и штрафов в бюджет. Предприниматели попытались было доказывать в судах, что будучи привлеченными к уголовной ответственности, не должны возмещать ущерб бюджету, так как таким образом два раза привлекаются к ответственности за одно и тоже нарушение, дело дошло до Конституционного суда, но суд установил - двойной ответственности не возникает и платить придется. И тут работает закон № 401-ФЗ об ответственности всем личным имуществом учредителей организации.

6. По налоговым преступлениям практически всегда к ответственности привлекают генерального директора, в редких случаях совместно с главным бухгалтером. Причем, обычно главный бухгалтер «не подозревая о преступном умысле последнего (директора) и о несоответствии действительности предоставленных ему документов по взаимоотношениям с ООО «N», отразил в бухгалтерском учете сделку с…» и т.д. То есть для главного бухгалтера главное - доказывать отсутствие у себя умысла на уклонение. В редких случаях привлекают и главного бухгалтера, его участие в незаконной оптимизации доказывается как свидетельскими показаниями (привет подчиненным, в том числе сотрудникам бухгалтерии), так и прослушиванием телефонных переговоров («болтун - находка для шпиона»). Нередко показания дают сами обнальщики, указывая, что общались по подготовке документов и доставки наличных именно с главбухам.

7. Доказательство умысла директора или бухгалтера вращаются около избитой темы отсутствия должной осмотрительности при выборе контрагентов. Поэтому не ленитесь проявлять должную осмотрительность. Это может не спасти от налоговой ответственности, но от уголовной - да.

8. Вся либеральность законодательства заканчивается, если деньги не просто не поступили в бюджет (это налоговый состав), а были из бюджета незаконно получены (возмещение НДС) - это уже ст. 159 УК (мошенничество), большинство приговоров выносятся группе лиц, где уже не только директор и главбух, но и часто учредители признаются соучастниками. Получить за это главному бухгалтеру четыре-пять лет реального лишения свободы - легко и вот здесь аргументы, проходящие при налоговых составах («ничего не знаю, это все директор, я выполняла обязательные для исполнения решения») уже не проходят, а дело возмещением ущерба не прекращается. Не хотите сесть - не делайте так.

9. Абсолютное первенство среди налогов, чья оптимизация привела к возбуждению уголовного дела и суду, - НДС.

Коллеги, амнистия закончилась, а фискальная функция государства усиливается. Дооптимизироваться до скамейки в клетке какого-нибудь районного суда не так сложно, как кажется. Не будьте теми, кто создаст новую судебную практику по налоговым преступлениям.

Новое на сайте

>

Самое популярное